Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра») — общее название совокупности различных оккультных течений. Также называется «Новая Эра», «Эра Водолея», «Новый Век». Зародилось после Второй мировой войны. Достигло наибольшего расцвета в 70-е годы XX века. Это движение в культуре, религии, философии, науке, возникшее в XX веке и охватившее в первую очередь западные страны, характеризуемое: * возросшим значением индивидуального мировосприятия в духовных исканиях; * смешением разнородных культурных, религиозных и научных традиций; * массовостью популяризации не сформировавшихся знаний и технологий. Составные части нью-эйджа Нью-эйдж проявляется в разных видах деятельности. В частности: * модернизация религий, создание новых религий, сект и оккультных групп, создание синкретических философских течений; * медицинская и околомедицинская деятельность, целительство; * технологии оздоровления, гимнастики, единоборства; * организация медитаций, психотехнологии и психотренинг; * художественная и популярная литература, музыка и песни, изобразительное искусство и эстетика; * мистические ритуалы, мантика и гадания; * научная, околонаучная и псевдонаучная деятельность. История нью-эйджа Хотя понятие «нью-эйдж» появилось в американских масс-медиа в 1980-е годы, начало нью-эйджа можно принять существенно раньше. В 1970-е нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой были сформированы еще в 1960-е. Предшественниками нью-эйдж являются оккультные течения конца XIX — начала XX века, например, трансцендентализм, месмеризм, астрология, магия, алхимия, каббала, герметизм, сакральная геометрия и паранормальные явления. Предпосылки возникновения нью-эйджа Нью-эйдж возник по многим причинам. Наиболее существенные из них следующие: * Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания; * Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений; * Ослабление давления христианства и развитие свободомыслия; * Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке. Развитие ранних идей нью-эйджа После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий. Сам термин New Age ввела Алиса Бейли. Первое международное сообщество нью-эйджа образовалось в Шотландии в 1962 году под наванием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation). В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер. В Бразилии под влиянием писателя-спиритуалиста Аллана Кардека возникли афробразильские традиции Кандомбле и Умбанда. Массовое развитие нью-эйджа в 1980-е годы В 1980-е нью-эйдж захлестнул многие страны, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно ньюэйджевские группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию. Вот наиболее популярные элементы, из которых складываются ньюэйджевские течения: * гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие; * методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация; * бесконтактный массаж, рэйки, различные виды целительства; * мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия; * психоделические практики, астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами; * бытовая магия, заговоры, заклинания, ритуалы, магические предметы, кристаллы, маятники, гадания; * новые религии и секты, неоязычество, шаманизм. Положения мировоззрения нью-эйдж Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто. * Единство всех религий (все религии утверждают одно и то же, много путей ведут к одной и той же реализации). Этот тезис нередко приводит в ньюэйджевской литературе к некритической популярной смеси малосовместимых учений. * Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению. * Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней. * Ощущение единства всех живых существ как одного безбрежного океана энергии. * Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности». * Вера в сложную духовную иерархию и возможность отдельно взятых учителей подниматься на высшие ступени. * Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей. * Представление о единстве науки, мистики и религии. * Общая вера в Добро, Любовь и Светлые силы. * Вера в глубокий смысл непонятных мистических обрядов и уважение к обрядности. В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные): * Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление). * Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты). * Общегуманные ценности (любовь, ощущение духовного единения). * Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, воздержание, добро, соблюдение ритуальной правильности и т. п.). * Ценность избранности, посвящения, приобщённости к тайне и входа в замкнутое духовное братство. Хотя положения ньюэйджевской философии плохо примиримы друг с другом, представители нью-эйджа пытаются их совместить, аппелируя к высшему, трансперсональному, непостижимому или тайному. Это придаёт ньюэйджевской философии большую устойчивость к критике и позитивную направленность. Нью-эйдж и религии Нью-эйдж формирует бесчисленные религиозные группы, духовные организации и секты, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в сильно упрощённом и популярном виде, или на базе популярной смеси нескольких религий. Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников. В последнее время появилось немало новых местных и международных религий и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке: * В первую очередь следует упомянуть Ошо, разработавшего многостороннюю систему динамических медитаций. * Получили развитие суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана. * Сходна с суфизмом система развития человека, разработанная Георгием Ивановичем Гурджиевым и развитая Петром Демьяновичем Успенским. * Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками. * Большую популярность приобрело учение Карлоса Кастанеды, апеллирующее к традиции индейцев-яки. Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля. * Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и выросла до многих миллионов сторонников. * Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности. Нередко под влиянием нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества. Нью-эйдж и медицина Под влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных рецептов до психотерапии, разной степени эффективности и полезности, как в легальной так и в нелегальной форме. Помимо традиционных восточных школ (акупунктура, аюрведа), на Западе появились еще следующие новые течения: * рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж; * шаманские лечебные ритуалы; * различные психотерапевтические практики; * религиозные ритуальные практики. Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический подход ко всем системам человека. В разных странах отношения к нетрадиционной медицине разное. Одни методы находят официальное признание, другие методы требуют наличия определённых сертификатов, третьи запрещаются и преследуются. В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат * положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека; * представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов; * положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из китайской медицины. Нью-эйдж и культура После посещения и проживания в восточных странах, некоторые творческие люди использовали идеи нью-эйджа для создания новых жанров искусства. В наши дни нью-эйджем также называют популярный на Западе жанр музыки и песен. Он характерен исполнением восточных мотивов и молитв на множестве инструментов и часто используется для медитаций, например Karunesh, Osha, Govi, Kitaro и другие. В последние годы этот жанр был коммерциолизирован, играя роль необычной фоновой музыки в художественных произведениях. Критика нью-эйджа Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций. Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйджа, неповторяемость и непроверяемость. Рациональной критике подвергается медицина и попытки внедрения мистических методов в науку или придания наукообразия нью-эйджевским построениям, в частности введение понятий «биополе», «персонального магнетизма» по аналогии с физикой. Представители религиозных традиций подвергают нью-эйдж критике за отсутствие глубины и преемственности, многие представители традиционных конфессий подозрительно относятся к нью-эйджу, опасаясь коммерциализации, популяризации, профанации тысячелетиями накопленных знаний, а также видя нежелание представителей нью-эйджа подчиниться традиции и дисциплине. Представители культуры и философии критикуют нью-эйдж за поверхностность, бессистемность и популизм, отчего более тонкие и глубокие учения оказываются в тени и не получают развития. Традиционные ветви христианства, в частности православие, относятся резко отрицательно к нью-эйдж и предупреждают о большой опасности духовного самообмана, которому подвергают себя адепты нью-эйдж. Несмотря на справедливость утверждений критиков, в рамках нью-эйджа возникают и серьёзные течения, направленные на сохранения аутентичных традиций, системное осмысление и сопоставление многообразных философий, практик и способов мышления, выработка общегуманной философии и соединения религии, философии и науки, взаимопонимание между народами. Идеи нью-эйджа нередко вдохновляют исследователей на творческую деятельность. Понятие «нью-эйдж» применяется также к коммерческой сфере духовных услуг и технологий, с целью охвата людей, вовлечённых в это движение. |