Второе пришествие Христово — событие, ожидаемое в большинстве христианских церквей, предвозвещённое в Новом Завете. Одно из догматических положений Церкви, зафиксированное в Никео-Цареградском Символе веры, в его 7-м члене.
Второе пришествие в Библии
Иисус Христос неоднократно говорил о Своем втором пришествии на землю (Мат., 16, 27; 24, 27; 25, 31. Mapк., 8, 38. Лук., 12, 40), о нём ясно учат и апостолы (1 Иоан., 2, 28; 1 Кор., 4, 5; 1 Фес., 5, 2-6) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена и вошло почти во все древние символы веры.
По ясным указаниям Св. Писания, Церковь второе пришествие Христово признаёт видимым и не смешивает, как делают иногда рационалистические толкователи, с какими-нибудь чрезвычайными, но тем не менее невидимыми посещениями Божиими Церкви. По словам Иисуса Христа, второе Его пришествие и будет видимо всеми, как внешнее (Мат., 24, 30; Mapк., 13, 26; Лук., 21, 27). И. Христос придет на землю также видимо, как видимо вознесся на небо перед своими учениками (Деян., 1, 11).
Второе пришествие Иисуса Христа будет славным: Он явится не уничиженным сыном человеческим, как в первый раз, но как истинный Сын Божий, окруженный ангелами, служащими Ему (Мат., 24, 30; 16, 27. Mapк., 8, 38. 1 Фес., 4, 16 и проч.). Это славное пришествие будет в то же время страшным и грозным, так как теперь Христос будет судить мир.
Иисус Христос и апостолы не только не указывают определённо на день и час второго пришествия, но даже прямо говорят о невозможности для человека знать это (Мат., 24, 36; Деян., 1, 6-7; 2 Пётр., 3, 10 и др.). Впрочем, они указали некоторые признаки этого времени, как-то: распространение проповеди евангельской по всему миру, всем народам (Мат., 24, 14), оскудение веры и любви в людях (Лук., 18, 8. Мат., 24, 12) и явление антихриста.
Пророчества Библии о втором пришествии Иисуса Христа
Теме второго пришествия Иисуса Христа посвящено множество пророчеств Нового Завета, и кроме этого христиане связывают его с исполнения пророчеств Ветхого Завета о «дне Господнем» (дне Яхве).
Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет.
И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?
(Иоиля 2:10,11)
Как и в пророчествах Ветхого Завета, пророчества Нового Завета говорят о том, что второму пришествию будут предшествовать многие катаклизмы (землетрясения) и знамения на небе (помрачения солнца и луны, падения звезд с неба).
И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
(Матфея 24:29,30)
Так, например, следующие исторические события некоторыми богословами XIX века (Иосиф Вольф, Эдвард Ирвинг, Уильям Миллер, Джозеф Смит, Леонард Келбер, Мейсон, Уинтроп) рассматривались как возможное начало исполнений пророчества Иисуса Христа о Его втором пришествии:
* Великое Землетрясение 1 ноября 1755 года
* Черный День 19 мая 1780 года
* Двухдневный звездопад с 12 по 13 ноября 1833 года
* Знамение на небе с 4 января 1843 года по ноябрь 1844 года
* Эдикт о веротерпимости на Святой Земле 21 марта 1844 года
* Распространение по всей земле Евангелия в 1844 году
Попытки исполнить пророчество
Ранние христиане воспринимали пророчество о втором пришествии буквально, ожидая прихода Иисуса Христа во плоти и наступления царства Божья ещё при их жизни.
Одна из первых исторически документированных попыток духовно возглавить христиан связана с иудеем Симоном бен Косеба (Бар-Кохба, «сын звезды»), объявившем себя мессией. Бар-Кохба в 131 году повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима, освободил только что отстроенный Иерусалим (Элия Капитолина) и был объявлен царём иудейским. Палестинские христиане первоначально примкнули к восстанию, но отказались называть Бар-Кохбу мессией, что привело к конфликту, и в конечном итоге обострило отношения христиан с правоверными иудеями. Летом 135 года восстание было подавлено императором Адрианом, а вера ранних христиан в быстрое наступление второго пришествия пошатнулась.
В последующие века находились люди, убеждённые в своей идентичности с Иисусом Христом. К некоторым окружающие относились, как к психически больным, другим удавалось собрать вокруг себя то или иное количество верующих.
В настоящее время следующие люди утверждают, что являются вторым пришествием Иисуса Христа и пользуются доверием некоторого количества последователей (в скобках указана страна и год объявления себя вторым пришествием):
* Преподобный Мун (Корея, примерно 1960)
* Мария Дэви Христос (Украина, 1990)
* Виссарион (СССР, 1991)
* Григорий Грабовой (Россия, 2004)
Второе пришествие в различных учениях и конфессиях
Брань антихриста с Церковью Христовой будет продолжаться три с половиной года (Откр. 12:6-7) и с окончанием этого времени совпадет пришествие Христово.
По мнению некоторых богословов (преимущественно фундаменталистов), этому событию будут предшествовать:
* Вступление в силу нового мирового порядка (общепланетарная система власти);
* Введение в строй единой финансовой системы;
* Проявление в человеческом облике человека греха — антихриста;
* Передача ему от сильнейших политиков мира всей власти на земле;
* Ликвидация наличных денег с установкой людям печати антихриста «666»;
* Запрет на веру в Христа, физическое истребление всех инакомыслящих, ограничение личных свобод;
* Ополчение народов против государства Израиль и война с ним; |