ВОЗРАСТ ИСПОЛНЕНИЯ МИЦВОТ Все знают, что Бар-мицва — это празднество, отмечающее первое приближение к Торе юноши, которому исполнилось 13 лет. Однако термин «Бар-мицва» — «сын заповеди» (эквивалент для женщины «Бат-мицва» — «дочь заповеди»), т. е. в буквальном смысле — «тот, кто обязан выполнять заповеди», первоначально употреблялся применительно не к празднованию, а к самому ребенку, в честь которого это празднование устраивалось Любой ребенок, рожденный еврейской матерью, автоматически является евреем, но пока девочки не достигнут возраста двенадцати лет и одного дня, а мальчики — тринадцати лет и одного дня, они не имеют религиозных прав и обязательств членов еврейской общины. Только в этом возрасте они становятся Бар и Бат-мицва — людьми, которые отныне связаны религиозными обязательствами и ответственностью, существующими в жизни евреев. Это превращение происходит всегда и со всеми, независимо от того, сопровождается оно празднованием или нет. Церемония Бар/Бат-мицва является, таким образом, обрядом, знаменующим переход подростка к обязанностям людей зрелого возраста. Это можно сравнить с получением права голосовать на выборах: человек автоматически становится гражданином при рождении, но привилегия участия в выборах предоставляется ему значительно позже, в том возрасте, когда он считается достаточно ответственным. Возможно сравнение и с достижением совершеннолетия: только в этом возрасте люди становятся ответственны за соблюдение закона и могут подвергаться наказанию в случае его нарушения. ВОЗРАСТ РЕЛИГИОЗНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ По еврейским законам, человек, достигающий совершеннолетия, принимает на себя правовую и религиозную ответственность за все свои действия. Сам термин «Бар/Бат-мицва» означает, что в этом возрасте люди становятся обязанными выполнять мицвот, то есть заповеди, которые выделяют их как истинных евреев. У мальчиков особенно наглядно проявляется это изменение: они теперь могут возглавлять молитву или быть вызванными к Торе и обязаны каждый день накладывать тфилин. Значение Бар-мицвы как возраста, в котором человек становится ответственным за выполнение заповедей, мы находим в Пиркей Авот — собрании этических учений мудрецов Талмуда. Здесь дается впечатляющее деление жизненного цикла человека. Он (раби Йегуда бен Тейма) говорил: «В 5 лет — Писание; в 10 — Мишна; в 13 — заповеди; в 15 — Талмуд; в 18 — хупа (свадебный покров); в 20 — преследование (добывание средств к существованию); в 30 — сила; в 40 — постижение; в 50 — советы; в 60 — старость; в 70 — седина; в 80 — крепость; в 90 — согбенность, а когда человеку 100 — как бы смерть, уход из мира». Пиркей Авот, 5: 21 Итак, первая стадия жизни человека должна быть отведена учебе. Между пятью годами, когда он начинает свое обучение, и двадцатью, когда становится способен зарабатывать средства К существованию, рекомендуется последовательное изучение еврейских текстов: сначала ТАНАХа, затем Мишны, после этого — Талмуда. В тринадцать лет ребенок берет на себя ответственность за выполнение заповедей. Это означает, что к этому времени он получил достаточно основательные знания и навыки как в изучении письменной Торы, так и в овладении устной традицией. Поэтому Бар-мицву можно считать неким выпускным экзаменом, общественным признанием того факта, что родители, выполнив свои обязанности, дали ребенку начальное еврейское образование и что он теперь может быть самостоятельным членом общины. ЦЕРЕМОНИЯ БАР/БАТ-МИЦВА СЕГОДНЯ Сегодня празднование Бар-мицвы обычно состоит из следующих элементов: 1. Синагогальная служба а) Алия ла Тора — восхождение к Торе б) Барух шептарани — родительское благословение в) Мишеберах — молитва о благоденствии и долголетии 2. Сеудат мицва — праздничная трапеза 3. Драша — небольшая речь. Из этих компонентов только алия ла Тора во время службы в синагоге не включается в празднование Бат-мицвы, так как женщин к Торе не вызывают. Однако часто вместо этого вызывают к Торе отца Бат-мицвы таким же образом, как его могли бы вызвать к Торе в честь ее рождения или бракосочетания. В таких случаях также можно читать молитву Мишеберах. 1. Синагогальная служба а) Алия ла Тора — восхождение (вызов) к Торе Термин алия буквально означает «восхождение». Быть вызванным к Торе, чтобы произнести благословения при ее публичном чтении в общине, — большая честь. Ее оказывают тем, кто совершает переход в новое качество и принимает на себя новые религиозные обязательства. В следующий Шабат после рождения ребенка принято вызывать к Торе отца, в знак того, что это событие приветствуется в общине, а также как признание изменения в жизни самого родителя, который теперь берет на себя ответственность за воспитание еще одного человека в духе следования Торе. И наконец, в Шабат, предшествующий вступлению мужчины в брак, его тоже вызывают к Торе в ознаменование того изменения, которое должно произойти в его жизни: он теперь обязан выполнять заповедь о создании семьи и обеспечении жены. Итак, по достижении возраста мицвот мальчику оказывается честь восхождения к Торе. Этим не проверяется смелость подростка, а именно оказывается честь ввиду принятия им религиозных обязательств взрослого человека. Так публично демонстрируется его новая роль как полноправного члена ев- еврейской общины. В некоторых общинах алия происходит в первый день чтения Торы после наступления тринадцатилетия мальчика (например, утром в понедельник или четверг, в рош-ходеш — начало еврейского месяца или в утро Шабат), а в других — в первый Шабат после даты совершеннолетия. В некоторых общинах мальчик произносит благословение Шеге-хеяну, когда его впервые вызывают к Торе: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!» При восхождении к Торе мальчик, достигший возраста Бар-мицвы, подтверждает свой союз с Б-гом и публично заявляет, что принимает Законы, данные на Синае, которые теперь управляют им. Все это выражается в благословениях, произносимых до и после чтения отрывка из Торы. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, избравший нас из среды народов и даровавший нам Свою Тору. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору. (Благословение, произносимое до чтения отрывка из Торы) Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам истинную Тору и даровавший нам вечную жизнь. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору. (Благословение, произносимое после чтения отрывка из Торы) Чтение Торы — это публичный акт отождествления с народом Израиля и подтверждение приверженности Закону. Благословения во время чтения Торы воздают ей благодарность, признавая, что она — закон правды и руководство к праведной жизни. Интересно, что, хотя Б-г избрал нас и дал нам Тору в прошлом, заключение каждого благословения произносится в настоящем времени: «Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору». Это означает, что каждый раз при чтении Торы мы подтверждаем свою приверженность ей и вновь признаем свои обязательства по Синайскому соглашению между Б-гом и народом Израиля. Степень участия мальчика, достигшего возраста Бар-мицвы, в чтении Торы и в молитве различна и зависит от его способностей и от установленного в общине обычая. Иногда он только произносит благословение. В некоторых случаях может прочитать недельную главу Торы из самого свитка или последний отрывок недельной главы и Гафтару — текст из книг пророков, который следует за чтением Торы. А бывает, что достигший возраста Бар-мицвы читает всю недельную главу и даже ведет молитву. б) Барух шептарани—родительское благословение Обычно отец стоит рядом с сыном, когда тот первый раз восходит к Торе. После того как сын заканчивает благословение, отец произносит Барух шептарани: «Благословен освободивший меня от ответственности за него (этого ребенка)». (Интересно отметить, что в этом провозглашении не содержится имя Б-га. ) Барух шептарани произносится в присутствии миньяна и является одним из самых эмоциональных моментов церемонии Бар-мицва. В некоторых общинах Барух шептарани произносят и в том случае, когда девочки достигают возраста мицвот. в) Мишеберах на Бар/Бат-мицву Сразу после произнесения Барух шептарани читают молитву в честь нового члена общины: «Тот, кто благословил наших отцов — Авраама, Ицхака и Яакова, благословит и такого-то такого-то, сына такого-то и такого-то — Бар-мицву, за то, что он взошел к Торе. И в награду за это, Святой, благословен Он, охранит его и спасет от всякой беды, и несчастья, и любого недуга, и дарует ему благословение и удачу во всех делах рук его вместе со всем народом Израиля, братьями его. И скажем: Амен!» В случае произнесения Мишеберах для девочки, достигшей возраста Бат-мицвы, имена праотцов заменяются на имена праматерей - - Сара, Ривка, Рахель и Лея, и исключается упоминание о восхождении к Торе. Иногда также читают молитву Мишеберах для других членов семьи ребенка. 2. Сеудат мицва В еврейской жизни существует обычай устраивать праздничную трапезу, чтобы отметить важные события или выполнение мицвы. Такая трапеза называется сеудат мицва, и она сама считается мицвой. Праздничная трапеза сопровождает такие важные события в жизни, как рождение, Бар/Бат-мицва, бракосочетание и даже переезд в новое жилище. Сеудат мицва по случаю Бар-мицвы служит выражением благодарности Б-гу за то, что ребенок получил обязанность выполнять мицвот, и она обычно происходит либо в день Бар-мицвы, либо в день восхождения к Торе или в том случае, когда ребенок сможет произнести драшу. Каково происхождение трапезы Бар-мицвы? Некоторые ведут его от случая с раби Йосефом, мудрецом, который жил во времена Талмуда. Раби Йосеф был слепым и потому освобожденным от выполнения мицвот. Он, тем не менее, делал это добровольно, но хотел получить статус человека, обязанного выполнять заповеди, поскольку по раввинской традиции заслуги за обязательное выполнение выше, чем за добровольное. (Это, как может показаться, странное правило основано на предположении, что человек, который обязан выполнять заповеди, должен сражаться с соблазном к совершению зла, тогда как вьшолняющй их добровольно — не должен. ) Поэтому раби Йосеф объявил, что, если какой-нибудь мудрый человек сможет доказать, что и слепые обязаны выполнять мицвот, он устроит большую трапезу (Киду-шин, 31 а). И с тех пор было решено, что сеудат мицва будет отмечать переход ребенка, достигшего возраста Бар-мицвы, от добровольного выполнения заповедей к обязательному. В конце трапезы, чтобы еще сильнее подчеркнуть значение этого дня, принято, чтобы мальчик, достигший возраста Бар-мицвы, призвал общину прочитать Биркат гамазон -- благодарение за данную нам пищу, еще раз утверждая свою новую роль как активного участника молитвы всего Израиля. 3. Драша Мы знаем, что празднование Бар/Бат-мицвы знаменует момент важных изменений в физическом, духовном и интеллектуальном развитии ребенка. Его возросшая способность к познанию 2. Сеудат мицва В еврейской жизни существует обычай устраивать праздничную трапезу, чтобы отметить важные события или выполнение мицвы. Такая трапеза называется сеудат мицва, и она сама считается мицвой. Праздничная трапеза сопровождает такие важные события в жизни, как рождение, Бар/Бат-мицва, бракосочетание и даже переезд в новое жилище. Сеудат мицва по случаю Бар-мицвы служит выражением благодарности Б-гу за то, что ребенок получил обязанность выполнять мицвот, и она обычно происходит либо в день Бар-мицвы, либо в день восхождения к Торе или в том случае, когда ребенок сможет произнести драшу. Каково происхождение трапезы Бар-мицвы? Некоторые ведут его от случая с раби Йосефом, мудрецом, который жил во времена Талмуда. Раби Йосеф был слепым и потому освобожденным от выполнения мицвот. Он, тем не менее, делал это добровольно, но хотел получить статус человека, обязанного выполнять заповеди, поскольку по раввинской традиции заслуги за обязательное выполнение выше, чем за добровольное. (Это, как может показаться, странное правило основано на предположении, что человек, который обязан выполнять заповеди, должен сражаться с соблазном к совершению зла, тогда как вьшолняющй их добровольно — не должен. ) Поэтому раби Йосеф объявил, что, если какой-нибудь мудрый человек сможет доказать, что и слепые обязаны выполнять мицвот, он устроит большую трапезу (Киду-шин, 31 а). И с тех пор было решено, что сеудат мицва будет отмечать переход ребенка, достигшего возраста Бар-мицвы, от добровольного выполнения заповедей к обязательному. В конце трапезы, чтобы еще сильнее подчеркнуть значение этого дня, принято, чтобы мальчик, достигший возраста Бар-мицвы, призвал общину прочитать Биркат гамазон -- благодарение за данную нам пищу, еще раз утверждая свою новую роль как активного участника молитвы всего Израиля. 3. Драша Мы знаем, что празднование Бар/Бат-мицвы знаменует момент важных изменений в физическом, духовном и интеллектуальном развитии ребенка. Его возросшая способность к познанию фактически демонстрируется во время празднования, когда молодой человек произносит драшу — рассуждение о Торе. Драша обычно посвящается теме, связанной с обрядом Бар-мицвы, и строится на основе Талмуда или недельной главы Торы. Произнесение драши свидетельствует об интеллектуальных способностях молодого человека и является общественным признанием его союза с Б-гом. Эта часть ритуала Бар/Бат-мицвы, таким образом, отражает сокровенный смысл события —вступления ребенка в следующий период жизни. Первое упоминание о драше в день Бар-мицвы встречается в поучениях раби Шломо Лурии, великого ученого, который жил в XVI веке в Польше и был известен под именем Магаршал: «Общепринято обучать младшего, чтобы подготовить его речь за трапезой, усиливающую значение события». Сегодня произнесение драши остается частью либо сеудат мицвы, либо синагогальной службы. |