При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter
ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!
"Хевра Кадиша" переводится как "Святое братство". У евреев на все есть свои правила, в том числе и на то, как отсюда уйти. Для выполнения этого порядка ухода и создана специальная система похоронных братств, которые и занимаются этой одной из самых больших заповедей, у которой есть и такое название - хэсэд шель эмет, т. е. истинное милосердие. Истинное - потому что от покойника ничего не ждут взамен, никакой благодарности. Всегда и везде этим занимались наиболее уважаемые и богатые люди. Благосостояние работника "Хевра Кадиша" не зависело от погребения, чтобы не было того, что один еврей ждет смерти другого еврея. Казалось бы, как такое может быть, а ведь, увы, бывает... Когда в городах-убежищах Эрец-Исраэль непреднамеренные убийцы скрывались от наказания, они дожидались смерти первосвященника и молили Вс-вышнего об этом (жена первосвященника кормила их). И их матери тоже молились о смерти первосвященника! Вот чтобы такого не случалось, членами "Хевра Кадиша" всегда становились наиболее богатые и уважаемые люди. В небольших общинах и местечках, где не было большого объема работы, "Хевра Кадиша" не была их основным местом трудовой деятельности. В нужный момент их вызывали, а затем они возвращались к основной работе. Но, например, в Иерусалиме такие люди находятся на зарплате. "Хевра Кадиша" - это их рабочее место.
В процедуре захоронения есть 2 этапа: таhара (очищение, омовение) и квура, т. е. захоронение. Они разделены во времени, иногда их выполняют одни и те же люди, а иногда - различные. Поскольку женщины омывают женщин, а мужчины - мужчин, то женщины - точно приглашаемые специально для таhара, а вот мужчины могут быть те же, что делают квура. Есть особые одежды для покойного - тахрихим. Как правило, есть габай - староста братства, ну а все остальное зависит от устава... При создании "Хевра Кадиша" принимается устав, который записан в книгах. Есть такая книжка "Хэсэд шель эмет", и там есть образец устава. "Хевра Кадиша" всегда занималась благотворительностью. Если умирает человек одинокий, бедный, то погребение берет на себя "Хевра Кадиша. Да и место на кладбище здесь предоставляется бесплатно. То, что мы тратим на бедных, - это уже наша цдака. Во всех нормальных местах "Хевра Кадиша" взимает с богатого денег больше, чтобы хватило на бедных, здесь же еврейские похороны - скорее воспитание евреев. В Иерусалиме, например, 5 или 6 "Хевра Кадиша". Есть "Хевра Кадиша hа-клали", или ее еще называют "Хевра Кадиша Йерушалаим", есть хасидские и сефардские братства. И у них масса всяческих минhагим (обычаев). Глядя на процессию, специалист может сказать, представителя какой общины хоронят. Есть, например, специальные иерусалимские носилки! В других местах так не носят. "Хевра Кадиша Йерушалаим" даже издала специальную книжку по своим обычаям. В Земле Израиля хоронят без гробов, а за пределами уже давным-давно установился обычай погребения в гробах - в них делают отверстия, чтобы тело, как положено, соприкасалось с землей. Мы весьма серьезно относимся к тому, чтобы евреев хоронили на еврейском кладбище. Авторитеты по этим вопросам: рав Липсман из Краун-Хайтс (Нью-Йорк) и рав Гельбштейн (Иерусалим). Обычно к ним обращаются в случае затруднений. Специфических инструментов нет. Есть, конечно, лопаточки для чистки ногтей, еще что-то, но без всего этого можно обойтись. В Торе сказано, что прикоснувшийся к мертвому телу нечист, но в поколении, когда нет Храма мы все "заражены" тум'ат мэт ("нечистотой смерти"). Существует обычай омывать руки после посещения кладбища, но против нечистоты смерти настоящее действенное средство - пепел красной коровы, которой у нас сейчас нет. Обычай, связанный с 7 Адара, его смысл и происхождение: является днем Хевра Кадиша - "погребального общества", которое, в соответствии с названием, отвечает за погребение умерших членов общины. В этот день все члены Хевра Кадиша, собираются вместе и устраивают праздничную трапезу, в которой участвуют и самые именитые члены общины. В этот день в Хевра Кадиша принимаются важные решения и делаются новые назначения, а также устраивается настоящий праздник для себя и всей общины. Этот обычай прославляет народ Израиля и тех, кто посвятил свою жизнь исполнению заповедей. Для тех, кто занимается обычными профессиями и ремеслами, ясно, когда они веселы и когда - печальны. Они веселы, когда у них много работы, и печальны, когда работы мало. Иначе обстоит дело с Хевра Кадиша. Хотя вся ее деятельность - исполнение заповедей как по отношению к мертвым, так и по отношению к живым, те, кто в ней работают, не могут радоваться, когда исполняют свои обязанности. Они радуются, когда у них нет работы. Но мы знаем только один случай, когда у них действительно не было работы и они не должны были исполнять заповеди, связанные с погребением покойного. Это произошло 7 Адара, в день смерти Моше, погребением которого занимался сам Всевышний. День 7 Адара был выбран для празднования дня Хевра Кадиша еще и потому, что он никогда не приходится на субботу. В Торе сказано: "И похоронен он в долине... и никто не знает места погребения его" (Дварим, 34). Чем же удостоился Моше того, что сам Всевышний (а не люди) занимался его погребением? Дело в том, что когда евреи перед исходом из Египта, согласно указанию Всевышнего, занимались поисками добычи, Моше, в течение трех дней и трех ночей, искал гроб с останками Йосефа и не мог его найти. Затем он встретил женщину по имени Серах бат Ашер, которая спросила: "Моше Рабейну, чем ты так озабочен?" Он ответил: "Я ищу гроб Йосефа и не могу его найти". Она повела его за собой на берег Нила и сказала: "Здесь, на этом месте, сделали египтяне гроб весом в пятьсот талантов, положили в него останки Йосефа, запечатали гроб и погрузили его в Нил, ибо маги сказали фараону: "Если ты хочешь, чтобы евреи никогда не ушли из твоих владений, сделай так, чтобы они не могли найти останки Йосефа. Без них они не уйдут, ибо поклялись ему в этом"". Тогда Моше подошел к реке и воззвал: "Йосеф! Обязывая евреев вынести твои останки из Египта, ты верно сказал: "Обязательно вспомнит Всевышний о вас, тогда вынесите кости мои отсюда" (Берешит, 50). Этот день настал. Из любви к Б-гу Израиля не задерживай освобождение Его сыновей. У тебя много заслуг - обратись к Всевышнему и проси Его поднять твои останки из реки". В эту же минуту тяжелый гроб начал всплывать на поверхность, как будто был соломинкой. Тогда Моше поднял его на плечи и понес. В это время все сыны Израиля сгибались под тяжестью золота и серебра, собранных в Египте. Всевышний сказал Моше: "Даже если в твоих глазах это небольшая заслуга, на Мой взгляд, она огромна - ведь ты не польстился на египетское золото и серебро. В награду Я сам спущусь с Небес для того, чтобы тебя похоронить, когда настанет твой час покинуть мир". В КОНЦЕ ЗЕМНОГО ПУТИ "Будьте святы" - святость, как цель земного существования человека, причем цель реально достижимая, является центральной темой книги Ваикра и даже, если угодно, всей Торы. Всё остальное - комментарий, детальные предписания относительно того, как реализовать святость в нашей жизни. Люди всегда стремились придать некое метафизическое обоснование "обыденному бытию", чувствуя, что если в нас нет ничего, помимо "просто человеческого", то мы сразу становимся в известном смысле недочеловеками. Отсюда попытки вырваться за пределы временной физической жизни посредством искусства, эротики, религии, отсюда упование на бессмертие. Иудаизм предлагает свое решение вечной проблемы, утверждая, что такое "дополнительное измерение" нашему существованию придает не что иное, как святость; что ограниченность, плоскостность земного бытия преодолевается не путем бегства от реальности, но через стремление к достижению святости в этой жизни и в этом мире. Значительная часть приведенных в Торе законов, если рассматривать их в совокупности, есть не что иное, как практическое руководство по превращению нашей повседневной жизни в жизнь святую. Причем руководство это обращено как к служащим в Мишкане (а потом в Храме) священникам из рода Аарона, так и ко всем остальным евреям. Известно, какое важное место отведено в древних (да и в современных) религиозных верованиях теме смерти. Человек зачастую видит в храме и совершающих обряд священнослужителях своего рода гарантов его посмертной участи. Они придают ему уверенность в том, что - согласно поговорке - "умерев, он получит свой кусок пирога". В Торе же мы находим следующее повеление (Ваикра,21:1): "И сказал Господь Моше: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не осквернят себя прикосновением к умершему из народа своего". Смысл этой заповеди может быть уяснен, только если принять во внимание, что в Египте, откуда народ Израиля только что вышел, чрезвычайное распространение имел культ мертвых. По существу, там вся жизнь строилась вокруг смерти, главным жизненным делом каждого являлось строительство "вечного дома" - гробницы. Когда египтянин умирал, то за дело принимались жрецы: совершались пышные обряды, устраивались похоронные процессии, произносились магические заклинания - все для того, чтобы соответствующие божества "доставили" усопшего в полагающееся ему место в царстве мертвых. Вместе с покойником в гробницу клали одежду, посуду, оружие и другие принадлежащие ему вещи. В эпоху Первой династии, когда умирал фараон, то убивали его рабов, которых хоронили рядом с властелином - предполагалось, что они продолжат служить ему и в загробном мире. Разумеется, далеко не каждый мог себе позволить похоронные "услуги" жрецов в полном объеме. То была привилегия членов царской семьи и людей очень богатых. Организация похорон была весьма прибыльным делом для храмов, при которых процветал разветвленный "бизнес смерти". В противоположность этому, священникам Израиля предписывается держаться от похорон подальше, на самом деле им не позволяется даже приближаться к покойникам. Тем самым подчеркивается, что задача священства не в том, чтобы "обслуживать" мертвых, но в том, чтобы быть наставниками народа, являть собой пример святости живым. Согласно Торе, любое приближение к умершему "оскверняет" потомка Аарона - установка, которая сохраняет свою силу и сегодня: соблюдающий традицию еврей из семьи кохенов не может посещать кладбищ или входить в дом, где есть покойник. Дабы не возникло впечатления, будто труп как таковой обладает некоей демонической силой, будто от него исходит некая "скверна", от которой работникам Вс-го следует держаться подальше, Тора указывает на исключение, во многом проясняющее смысл запрета. Оказывается, священник может (согласно интерпретации рабби Акивы, он даже обязан) позаботиться о погребении семи своих ближайших родственников: жены, отца, матери, сына, дочери, брата и сестры. Вообще, почтение к умершим и забота об их достойном погребении традиционно считается в иудаизме одной из важнейших обязанностей человека. И кохен не имеет права, сославшись на священническое звание, снять с себя ответственность за погребение ближайших родственников или, скажем, одинокого бедняка (т.н. "мет мицва"), которого некому больше похоронить. Мы видим, таким образом, что не смерть как таковая оскверняет священника, но недолжный перенос центра тяжести его служения с общины живых на тех, чей земной путь уже окончен. Именно из уважения к земному существованию придается в еврейской религиозной традиции такое большое значение достойному погребению усопших. Характерно, что похороны в иудаизме не были отданы на откуп могильщикам-профессионалам, в силу специфики работы неизбежно становящимся со временем черствыми, нечувствительными к горю. В каждой еврейской общине существовала группа добровольцев, члены которой считали своей почетной обязанностью хоронить мертвых и утешать пребывающих в трауре. Их называли "хевра кадиша" - "святое сообщество" (братство). Люди из "хевра кадиша" вовсе не относились к смерти "профессионально" - скорее, они видели здесь суровую жизненную реальность, которой никому из нас не избежать. Погребальные церемонии в древнем Египте продолжались 70 дней. В еврейской же традиции чем меньше времени проходит между смертью и преданием тела земле, тем лучше. Чем проще все обставлено, тем похвальнее. Согласно древней иерусалимской традиции, в этом городе не принято оставлять покойника непогребенным даже на одну ночь. Поэтому, когда человек умирает во второй половине дня и нет никаких особых причин для отсрочки, похороны устраивают в тот же вечер. Раввин, как и в старые времена священник - коэн, не играет никакой особой "жреческой" роли при совершении похоронного обряда. Он никоим образом не является "проводником" в царство мертвых. Единственная обязательная составляющая ритуала, это каддиш - особая молитва, обращенная отнюдь не к мертвым - напротив, это призыв к живым восславить Вс-вышнего. Каддиш представляет собой редкое исключение среди еврейских молитв: он обращен не к Б-гу, а к присутствующим. Он призывает - именно в момент скорби - перед лицом тяжелой потери, перед лицом уродства смерти и человеческого перед ней бессилия подтвердить нашу веру в то, что смыслом и целью земной жизни является прославление и освящение Имени Б-жьего. Таков смысл существования этого мира, "который Он сотворил по воле Своей" для того, чтобы Царство Б-жие могло наступить уже "при жизни твоей, в дни твои, в дни жизни всего Дома Израилева, скоро и не медля" (кадиш). Мы призваны прославлять и освящать великое Имя Б-жье не в будущем загробном существовании (как говорится в псалмах, "не мертвые восхвалят Б-га"), а в этом мире и в этой жизни. О ПОХОРОНАХ Если кто-то взял на себя заботу о похоронах, другим знакомым и родственникам, не обязательно лично участвовать в их организации. Но во всех случаях еврейская традиция рассматривает участие в самих похоронах, пусть лишь в похоронной процессии, как обязанность и как милосердие. Мудрецы поясняют, что во всяком добре, которое один человек оказывает другому живому человеку, таится тень корысти: надежда получить от него когда-нибудь ответное благо. Но добро, оказываемое покойнику, абсолютно бескорыстно. Поэтому забота о похоронах засчитывается как доброе дело, совершенное из самых чистых, самых благочестивых побуждений. Недопустимость патологоанатомического вскрытия. Даже после смерти (особенно в первые дни) душа человека остается связанной с его телом, и процесс смерти не завершается до семи дней после захоронения. Поэтому еврейская традиция запрещает посмертное вскрытие. В особых случаях следует проконсультироваться с компетентным раввином. Следует отметить, что при современном состоянии медицинской науки в абсолютном большинстве случаев вполне возможно установление причин смерти без вскрытия. Вскрытие сегодня обычно используется не для установления причин смерти, а для того, чтобы студенты и молодые врачи могли изучать анатомию человеческого тела и практиковаться в препарировании и обследовании трупа. Если в прежние времена и можно было как-то оправдать вскрытие целями развития медицинской науки, необходимой для спасения других людей, то сегодня этот довод не имеет сколько-нибудь серьезных обоснований. Что же касается практики для студентов, то следует заметить: отнюдь не все, что внешне представляется полезным, должно быть дозволено. В тех случаях, когда избежать вскрытия невозможно, следует категорически настаивать на том, чтобы: а). любой орган или часть, которые были вынуты из тела (также и кровь), были потом захоронены вместе с телом, для чего они должны быть как можно скорее возвращены похоронному обществу; б). медицинское вскрытие было выполнено с максимальным уважением к умершему. Категорический запрет кремации, важность захоронения тела в земле. Еврейский Закон однозначен и бескомпромиссен в своем требовании, чтобы мертвый был захоронен "внутри земли". Тело человека возвращается в землю, как оно есть. Душа поднимается туда, откуда пришла, а физическая оболочка, собрание химических элементов, окружающее душу, погружается в обширное хранилище природы. Иудаизм категорически запрещает кремировать тело. Еврейская традиция всегда рассматривала кремацию как оскорбительный обычай, восходящий к языческой практике сжигания мертвых на погребальных кострах. Отвращение евреев к кремации было замечено еще римским историком Тацитом, который почти 2 000 лет назад в качестве одной из отличительных черт евреев указывал, что они хоронят, а не сжигают своих мертвых. Кремированные останки не могут быть похоронены на еврейском кладбище, община не отвечает за их захоронение и вообще не заботится о них, не следует соблюдать траур по кремированным, читать по ним Кадиш и сидеть шивъа. В наше время приходится, по-видимому, делать скидку на необычайно низкий уровень знаний о еврейской традиции (особенно это касается стран СНГ). По этой причине в случае уже совершившейся кремации следует все же похоронить урну на еврейском кладбище (это все же лучше, чем хоронить ее на нееврейском) с соблюдением всех законов траура, - однако это не освобождает нас от необходимости предпринять все возможное для предотвращения кремации. Ни в коем случае не следует делать кремацию с целью вывоза урны (например, для ее захоронения в Израиле). Даже если все родственники уезжают в другую страну и некому будет ухаживать за могилой, кремация исключена. Если покойный при жизни выражал желание, чтобы его кремировали, то все равно не следует с этим считаться. Тора совершенно однозначно настаивает на необходимости обеспечения естественного процесса распада останков. Дерево гроба, льняная ткань тахрихим и ненабальзамированное тело разлагаются нормальным, естественным путем. Никаких искусственных ухищрений для ускорения или замедления этого процесса применять не следует. Очень важно, чтобы тело было похоронено на еврейском кладбище. Если же это невозможно, то все равно тело надо похоронить в земле, но ни в коем случае не кремировать. Если приходится хоронить на нееврейском кладбище, то следует, если это возможно, сделать могилу еврея на расстоянии не менее двух метров от могил неевреев. Если это невозможно, нужно отделить могилу еврея забором высотой не менее одного метра. В случае, когда и это по каким-то причинам сделать нельзя, следует сделать могилу еврея на один метр глубже всех остальных могил. Если даже и это не удастся осуществить - все равно тело следует похоронить, а не кремировать. Покойный должен быть похоронен в земле - даже если это далеко от города, даже если это лишит родственников возможности посещать кладбище и поставить на могиле памятник, - это очень важно и для души умершего, и для душ родственников (поскольку они связаны между собой). Где угодно, в каких угодно условиях, но похоронить, а не кремировать. На еврейском кладбище хоронят только евреев. Если на еврейском кладбище по каким-то причинам похоронен нееврей, следует сделать какой-то знак, отделяющий его могилу от могилы еврея. Обычно в таких случаях сажают дерево или делают ограду. Заповедь Торы предписывает хоронить именно в земле и означает, что тело должно быть расположено ниже уровня земли. Таким образом, мавзолей разрешен, но только если мертвый похоронен в земле, а сам мавзолей построен на земле непосредственно над местом захоронения. Это иногда делается для известных лиц, Мудрецов Торы, общественных лидеров, тех, кто много жертвовал на благотворительность. В любом случае строго запрещено хоронить умершего над землей и не в окружении земли. Тора повторяет свой наказ: ки кавор тикберену - "захоронить, захоронить наверняка", чтобы подчеркнуть, что человек не считается похороненным, если гроб остается над уровнем земли. В некоторых местах почва не стабильна и могут быть оползни; поэтому власти требуют заключения гробов в бетонные усыпальницы (склепы). В таких случаях они приемлемы. Если же причиной для использования склепа является лишь желание сохранить останки, лучше обойтись без него. Недопустимость выставления тела умершего на обозрение, и связанной с этим косметологической консервации. Следует особо отметить, что на еврейских похоронах и церемонии прощания с умершим все его тело и лицо должны быть постоянно закрыты. У окружающих нас нееврейских народов распространен обычай выставлять останки умершего на всеобщее обозрение. Такая церемония категорически отвергается Торой и рассматривается как непочтение к умершему, насмешка над ним. Надо, чтобы человек запомнился близким таким, каким он жил, а не безжизненным загримированным и надушенным трупом. Когда тело выставляется на обозрение, его перед этим обычно реставрируют и производят косметологическую консервацию. Последняя часто связана с полным или частичным вскрытием и уже поэтому противоречит стремлению обеспечить умершему покой. Если есть необходимость определенной консервации тела умершего в случае, когда похороны по какой-то причине на несколько дней откладываются (в частности, если тело требуется перевезти на значительное расстояние), еврейский Закон разрешает замораживание. Хотя и не рекомендуется, но разрешается часто применяемое внутривенное вливание консервирующих жидкостей без удаления органов из тела. Однако иудаизм крайне противится косметологической реставрации ("восстановлению"), которую делают для того, чтобы лицо умершего, в нарушение еврейской традиции, выставляемого перед похоронами на всеобщее обозрение, выглядело "как живое". Такая процедура, с точки зрения иудаизма, является крайне позорной и нарушает мир, в котором человеку должно быть позволено упокоиться. Следует твердо противостоять давлению общества и не выставлять останки на всеобщее обозрение, чтобы исключить тем самым всякие действия в "приукрашивании" тела. Хотелось бы также обратить внимание на следующее. Иудаизм подчеркивает, что маскировка действительности не поможет человеку преодолеть реальность (в этом с иудаизмом согласна и современная психология). Правда заключается в том, что конец наступил, и не нужно пытаться убежать от этой правды. Созерцание безжизненного тела, как бы хорошо его ни подготовили, не поможет осиротевшим близким. Иудаизм недвусмысленно подчеркивает, что похороны должны явиться финалом. Похоронный ритуал и молитвы не пытаются припрятать смерть. Они решительно ее признают и подтверждают. Только принятие реальности смерти помогает человеку преодолеть связанную с нею травму. Обмывание тела: "Как он пришел, так он и уйдет", - говорит Экклезиаст (5:14). Как новорожденный сразу же после появления на свет обмывается и входит в этот мир чистым и невинным, так и покидающий его должен быть обмыт и очищен, согласно религиозному ритуалу mahopa (букв, "очищение"). В процессе очищения тело моют холодной водой, а затем выливают на него разом большое количество воды (не менее 20 литров). Обмывание тела - вековой еврейский способ оказания уважения умершим. Это не просто "старинный обычай" или "хорошая традиция", но абсолютное требование еврейского Закона. Обмывая и приготовляя тело к захоронению, члены Хевра Кадиша читают надлежащие молитвы, просят Бога об отпущении грехов умершему и о том, чтобы Он охранял душу умершего и даровал ей вечный мир. Состоять членом похоронного общества всегда считалось большой честью; община оказывала ее только истинно религиозным людям. Неевреи не могут выполнять священные обязанности по приготовлению тела к погребению, так как ритуал обмывания ни в коем случае не является только актом гигиены, - это еврейский Закон. Прискорбно, что в наше время все меньше и меньше евреев могут по достоинству оценить величие служения в похоронном обществе. Гроб, саван и подготовка тела к захоронению. Тора говорит о человеке: "Ты есть прах земной, и в прах ты возвратишься" (Бытие 3:19). В Израиле (и в некоторых других странах) хоронят обычно без гроба, завернув тело умершего в саван. Но еврейская традиция допускает и похороны в гробу. Гроб должен быть деревянным (ни в коем случае не металлическим), чтобы он разлагался одновременно с разложением тела. Мелкие металлические детали (ручки, гвозди и т.п.) не приветствуются, но в крайнем случае допускаются. В гробу не должно быть никаких подушечек, прокладок, подкладок и других посторонних предметов. Желательно, чтобы гроб был из простого дерева; не следует из соображений почета к умершему хоронить его в дорогом и роскошном гробу. В память об умершем лучше пожертвовать деньги на благотворительные цели, чем на дорогостоящий гроб. Чтобы контакт тела с землей был полнее, из гроба традиционно вынимают одну нижнюю доску, или проделывают в ней отверстие не менее четырех сантиметров длиной. Если нет никакой возможности проделать отверстие, следует положить в гроб немного земли. Согласно традиции, всех евреев хоронят в одинаковой простой одежде. Одежда эта называется тахрихин (саван). Богатые или бедные - все равны перед Богом, а их вознаграждение определяется тем, что они собой представляют, а не тем, насколько хорошо их одевают перед похоронами. 19 веков назад Раббан Гамлиэль издал особое постановление о том, чтобы всех хоронили одинаково, - тогда бедным не будет стыдно, а богатые родственники умерших не станут соревноваться друг с другом в тратах на похороны. Поскольку умершему вскоре придется предстать перед судом Всемогущего Царя, Властелина вселенной и Творца человека, его одеяние должно быть соответственным: простым, сшитым вручную без узлов, идеально чистым и белым. Саван символизирует чистоту, простоту и достоинство. В нем нет карманов, в которых можно было бы "захватить с собой" материальное добро, - ведь не имущество человека, а душа есть главное его достоинство. На саване не должно быть никаких узлов; если нужно завязать какую-то часть савана, то ее завязывают "бантиком" - т.е. не постоянным, а временным узлом. Этим мы как бы удостоверяем, что мертвого хоронят "временно", пока не настанет пора воскрешения из мертвых. Во многих общинах принято, чтобы умершего мужчину покрывали талитом. При подготовке тела к похоронам: в гроб не следует класть цветы и другие посторонние предметы. Согласно еврейской традиции, на могилу (и тем более в гроб) не кладут никаких цветов. Возложение цветов на могилу является христианским обычаем, который, как часть чужой религии, никоим образом не должен перениматься. Если цветы уже принесены и вернуть их неудобно, они могут быть положены на краю могилы, но уже после того, как ее полностью засыпали (т.е. перед уходом с кладбища). Ни в коем случае не следует возлагать цветы на могилу в виде обряда или особой церемонии. на ноги умершего не надо надевать тапочки; если нет никакой возможности одеть умершего в тахрихин (саван), то по крайней мере желательно, чтобы в его одежде и на нем самом не было никаких узлов (галстука и т.п.); умершему распрямляют ладони и кладут на глаза немного земли или по маленькому кусочку глиняного сосуда. Тело - материальная оболочка, в которой душа имеет возможность выполнять мицвот (заповеди). Душа сама, вне тела, не может выполнять мицвот, поэтому к телу относятся очень почтительно. Члены Хевра Кадиша, работающие обычно на добровольных началах, должны знать законы, касающиеся подготовки тела к захоронению. Тело еврея не гримируют, не одевают, не кладут в обитый бархатом гроб. Вместо этого, члены Хевра Кадиша тщательно омывают тело, заворачивают его в простой льняной саван, помещают в простой деревянный гроб. В смерти богатый и бедный равны. Осторожно огонь или взгляд иудаизма на кремацию В жизни каждого из нас рано или поздно наступает печальный момент, когда мы теряем близких. И тогда, как правило, даже те из нас, кто не считают себя верующими и не соблюдают религиозных традиций в повседневной жизни, хотят похоронить близких в соответствии с обычаями своего народа. Сейчас стараниями городских властей в Киеве работает крематорий (чем мы хуже других?). Хотелось бы напомнить киевским евреям об отношении веры наших отцов к этому явлению. Иудаизм - это религия жизни, в нем начисто отсутствует воспевание смерти или ожидание ее как освобождения, но в то же время иудаизм ни в коем случае не считает смерть концом: душа человека вечна, она не появляется в момент рождения и не исчезает в момент смерти. Вера в бессмертие души, в воскрешение из мертвых после прихода Машиаха (Мессии) - одна из основ нашей Веры. |
|
||
Добавил: Нехристь | Просмотров: 1478 | Нет комментариев |