Духовный путь - это постепенное приближение к этому знанию. Для того чтобы сначала на относительном уровне развить здоровое осознавание, и, в конце концов, достичь наивысшего, непосредственного и недвойственного постижения реальности, в буддизме используются определенные духовные практики, такие как работа над мыслями и эмоциями.
На относительном уровне процесс схватывания посредством понятий формирует объект и субъект; они возникают одновременно, соотносятся друг с другом и взаимозависимы. При выходе за пределы этого схватывания исчезает переживание "объективности" и "субъективности", "другого" и "я", объекта и субъекта.
Все, что мы знаем, - реальность, объекты или феномены нашего мира является в действительности представлениями нашего ума. Это не значит, что реальности нет, но наше переживание этой реальности есть результат деятельности ума и процесса концептуализации. "Феномен" - по-тибетски чой, на санскрите дхарма - означает также "Учение". Следовательно, Дхарма одновременно означает Учение, Истину и феномен. Традиционное тибетское определение слова Дхарма - ранг-ги нго-во дзин-иэ дон, т.е. "функция, которая схватывает свою собственную сущность", "познавательная функция, которая формирует вещь такой, какой она воспринимается".
Такой подход решительным образом ставит под вопрос наши обычные представления о внешнем мире, якобы состоящем из отдельных целостностей, которые являются самосущими и самодостаточными. В трудах последователей Мадхъямики, изложенной Нагарджуной, без сомнения величайшим философом Дхармы, часто встречается мысль о том, что никакой феномен не имеет независимого существования, будь то "мы", "я", "эго как целостный познающий субъект" или различные объекты, образующие наш мир. Субъект и объект существуют только относительно друг друга и взаимно определяются друг другом. "Я" определяется лишь теми связями, которые возникают между ним и его объектами. И, напротив, объекты определяются представлениями, созданными "я". "Я" и "другой", субъект и объект определяются противопоставлением друг другу и отличием друг от друга, в функции схватывания, которая именно является дхармой. В действительности дхарма - это познание познания, или подход, который в его эпистемологическом аспекте позволяет понять, каким образом мы познаем и существуем в наших обычных познавательных процессах.
Это понимание дхармы позволяет предвидеть границы концептуальной мысли, и по выходе за них, испытать то состояние, которое по-тибетски называется трой-дрэл, "за пределами понятий", или высший уровень истины. Этому опыту нельзя дать определение: о высшем уровне истины нельзя сказать, что он "един", нельзя сказать и то, что он "множествен", или, что он "вечен" или "не-вечен", что он "возникает" или "исчезает", что он может быть "создан" или "разрушен". Высшая истина находится за пределами каких-либо категорий и концептуальных определений. |