При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter
ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!
Некогда в долине Инда существовала развитая и самобытная цивилизация, третья по древности после Египта и Междуречья и вместе с ними входящая в состав так называемого «плодородного полумесяца». К середине II тыс. до н. э. она пришла в упадок и к началу нашей эры навсегда исчезла с лица земли. Долгое время история индусов начиналась как бы с «середины книги», то есть с момента появления на полуострове воинственных арь-ев — «детей кочевья», создателей священных вед.
Ситуация изменилась лишь в 20-х гг. минувшего века, после сенсационных находок археологов в долине Инда. В ходе раскопок там были обнаружены остатки древнего города Мохенджо-Даро — Холма Мертвых- Вслед за тем восстал из небытия еще более ранний город Хараппа. Дальнейшие исследования позволили реконструировать основные черты протоиндийской культуры. Первые центры оседлости возникли на территории Индостана в V—IV тыс. до н. э., а не позднее чем к концу IV тыс. до н. э. была освоена долина Инда и его притоков. Вопрос о происхождении индской культуры остается открытым. Возможно, ее создателями были аборигенные племена, возможно — пришельцы (переселенцы из Шумера или евразийских степей). Вызывает споры и дата основания Хараппы; обычно рассматривают временной отрезок от 2500 до 1750 года до н. э. Долину Инда населяли темнокожие дравиды. Антропологические черты этого древнего этноса3 запечатлены в хараппской скульптуре и сохранились в облике современных индусов, проживающих на юге субматерика. Изображения длинноногой храмовой танцовщицы со множеством браслетов на руке и жреца, погруженного в молитву, не только свидетельствуют о мастерстве ха-раппских ваятелей, но и указывают на высокое общественное положении служителей культа. Дравидский жрец облачен в нарядное одеяние; его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника, а глаза, сделанные из белого перламутра, кажутся живыми. Мохенджо-Даро и Хараппа (предположительно столицы крупных государственных образований) были построены из обожженного кирпича. В центре городов стояла цитадель, защищенная крепостными стенами. Внутри находились зернохранилище, дворец правителя и крытый рынок, а также бассейн для ритуальных омовений, куда с помощью дренажного устройства подавалась вода. Широкие улицы спускались к жилым кварталам. С помощью водопровода вода поступала и в обычные дома, так что простые жители могли совершать омовения, не выходя из дома. Уровень строительства дравидов сравним с лучшей техникой римлян, достигнутой значительно позднее. В каждом доме были прихожая, гостиная, туалет и душ. Дравиды умели ковать металл, выплавлять бронзу, делать фаянсовую посуду. У них существовали письменность, система мер и весов, отличная от шумерской и египетской. Им была известна десятичная система счета и техника записи больших чисел. Экономическую основу процветания Хараппы составляло высокоурожайное поливное земледелие (земледельцы жили общинами в сельской местности, за пределами городских стен). Культ плодородия, воплощенный в образах матерей-богинь и тесно связанный с аграрным календарем, находился в центре обрядовой практики, обеспечивая стабильность и предсказуемость общинной жизни. Источник жизни и основу существующего миропорядка дравиды усматривали в женском космическом начале. Его проявления видели повсюду — в коровах-кормилицах, в плодоносных деревьях, в рисовом поле. Мужской аспект плодородия символизировал буйвол, вспахивающий землю и покрывающий коров. С угасанием матриархата традиция почитания Великой Матери распалась на множество женских культов, однако и сегодня во многих индийских семьях, преимущественно на дравидском юге, почитается Великая Мать, отождествляемая с богиней Деви. Рогатый бог-буйвол со временем трансформировался в Шиву — одного из трех верховных индуистских богов. Облик бога-буйвола нам известен по печатям, найденным при раскопках. На них изображено трехликое рогатое божество, сидящее на троне в окружении зверей. Видимо, уже тогда в этом образе были заложены две контрастные характеристики — аскетическая и эротическая. Внутренняя противоречивость «зверьего бога» была унаследована Шивой и на тысячелетия стала его отличительной чертой. К доарийскому периоду относят также возникновение тантризма — особой магической техники, нацеленной на использование энергии космоса «в личных целях» и генетически связанной с ритуальными оргиями, с идеей и символикой плодородия. Следы первобытных оргиас-тических ритуалов сохранились в современных индуистских культах. |
|
||
Добавил: Нехристь | Просмотров: 1068 | Нет комментариев |