Хасидизм — религиозно-мистическое течение в иудаизме.
Возникновение хасидизма
Движение возникло в еврейских общинах на территории Речи Посполитой (Польша) в XVIII веке. Хасидизм возник после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны украинского народа, известной в украинской истории как «Хмельнитчина», а в еврейской «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Антиеврейские декреты 1648 и 49 года) и как движение протеста против закостенения иудейской учёности, как движение протеста против деспотической власти кагала, раввинистического формализма и оторванности ученых евреев от народной жизни.
Вдохновителем хасидизма стал проповедник ребе Исраэль Бен Элизер (1698—1760), также известный как Рабби Исроэль Бааль Шем Тов или сокращенно Бешт. На основе Каббалы он создал собственную версию иудаизма, поставившую религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы. Бешт рассматривал свою проповедь как пророческое откровение. Исследователи видят в хасидизме следы гностицизма.
Термины хасидизма
Хасид — последователь хасидизма; женской формы слово не имеет, иногда в качестве множественного числа используют древнееврейское «хасидим». Исторически термин «хасид» применялся в отношении различных течений и практик в иудаизме в течение всей истории (хасидим II в. н. э., Хасидей ашкеназим в XVI в. и т. д.), однако сегодня так называют прежде всего последователей хасидизма.
Учение
Согласно учению хасидов, Бог по своей природе добрый, а не карающий. Человек является центром творения. Бешт учил, что про?стэ ид (буквально простой еврей, на идиш ид еврей часто является синонимом слова «человек») любезней Богу, чем тысяча толковников. Хасидизм создал новую модель набожного еврея, в которой эмоции и религиозный восторг преобладали над логикой и ритуалами, а религиозная экзальтация над учёностью.
Вероучение хасидов основано на талмудических и кабалистических толкованиях Торы с большим количеством мистических и экстатических элементов, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, песни и танцы. Хасидизм считает достижение веселия фундаментальным принципом религиозной практики. В отличие от нехасидских практик, хасидизм придает большое значение молитве как средству медитации и общения с Богом.
Другой фундаментальный принцип хасидизма — всеобщее божественное присутствие в мире, он базируется на каббалистических идеях о том, что Бог рассеял искры творения среди всего сущего. Впрочем, в разных версиях хасидизма учение об искрах толкуется по-разному.
Еще один важный принцип — двэку?т, сопричастность человека и божественного, выраженная в догматах о постоянном божественном наблюдении за делами каждого отдельного человека. Частью такого учения является тезис о том, что не только божественная воля определяет дела человеческие, но и человеческая воля влияет на божественное действие.
Одна из главных особенностей хасидизма — вера в особую мистическую связь между хасидами и их духовным лидером цадиком или рeбе, должность и титул которого передаются по наследству.
Хасидизм исповедует принцип, что цадик является посредником между Богом и верующими. С самого начала хасидизм не был однородным движением и состоял из различных групп, объединявшихся вокруг лидера («цадика», адмора или ребе), часто конкурировавших и враждовавших между собой «дворов» и династий.
История
Несмотря на сопротивление раввинов, хасидизм быстро распространился по Украине, Галиции, проник в Закарпатье, Венгрию, Бессарабию, Румынию и часть Польши, а также захватил некоторые общины в Белоруссии. В движение хасидов включились различные каббалистические кружки. Хасиды заменили традиционный кагал на принцип верности конкретному лидеру и назвали своей важнейшей миссией распространение хасидизма. В то же время во времена Бешта хасидизм не был единым учением, а представлял собой разрозненные группы, независимые и не подчиняющиеся Бешту, а лишь признающие его авторитетом. Духовный наследник Бешта Дов Бер из Межерича ненадолго сплотил движение.
Цадикизм
Рабби Элимелех из Лежайска выработал принцип цадикизмa o том, что хасидский цадик (букв. праведник) или ребе посредничает между простым народом и Богом, и так как Бог посылает людям через него жизнь, детей и здоровье, то людям надлежит содержать цадика, предоставлять ему материальную поддержку, чтобы святой человек мог посвятить себя общению с Богом. Считается, что цадик (ребе) «благословляет землю, излечивает больных, излечивает от бесплодия». Место цадика или ребе передавалось по наследству по мужской линии, хотя на практике наследовали титул племянники, зятья, а то и верные ученики. Такая практика приводила к частым расколам. Примеров таких расколов множество. Из последних — разгоревшаяся сразу после смерти Сатмарского рабби Мойше Тейтельбойма битва между его сыновьями р. Арном и р. Залмэном в Бруклине.
Молитва и пути служения
Хасидская молитвенная практика помогает медитации, сопровождается характерным пением без слов, резкими телодвижениями. Хасидские молитвы сопровождаются мелодиями (нигун), ставшими хорошо известными благодаря клезмерской музыке.
По большей части хасиды придерживаются нусаха (молитвенный стиль) сефардов с изменениями, которые внёс каббалист XVII века рабби Ицхак Лурия (Аризал). В то же время молитвы читают на иврите и арамейском языках с ашкеназийским произношением. Сами хасиды не признают названия «иврит» и всё относят к одному еврейскому языку, которым у них считается идиш.
Хасиды рассматривают молитву как одну из наиболее важных религиозных практик. Характерная особенность хасидских молитв, вызывающая ожесточенное сопротивление в нехасидских ортодоксальных кругах, — почти полный отказ от традиционного молитвенного расписания (зманим), осoбенно для утренней молитвы.
Есть и другие хасидские особенности молитвы, в которых критики видят нарушения законов Галахи. Вместе с тем элементы хасидских молитвенных обрядов широко входят в практику реформистского и реконструктивистского иудаизма.
Хасидские обычаи
Хасиды придерживаются строгих обычаев во всех сферах жизни. Строго соблюдают кашрут, полагаясь лишь на лицензию от своих собственных раввинов.
Рассказывают, как попал праведный хасид в рай. Пригласили его за райский стол, подали райские блюда, а хасид спрашивает ангелов:
— А кто утвердил кошерность всех этих продуктов?
— Как кто? Сам Господь, Благословенно Имя его.
— Ну…, — замялся хасид, — тогда я, пожалуй, съем только салат.
В некоторых хасидских общинах воздерживаются даже разговаривать о женщинах, которые напоминают о том, что «ниже пояса».
Микве (Ритуальный бассейн)
Мужчины-хасиды обмываются в микве (ритуальный бассейн) перед религиозными праздниками (особенно перед Судным днем) а также после непроизвольного семяизвержения, для очищения от скверны. У многих хасидов принято ежедневное ритуальное омовение перед утренней молитвой.
Ношение цицит
Хасиды носят специальный вид белья — талескотн на идише или талит катан на иврите — четырёхугольную накидку с вырезом для головы и длинными кистями на концах в исполнение завета носить кисти из Книги Левит.
Язык хасидов
По большей части хасиды пользуются языком тех стран, где они живут. Идиш имеет в хасидских общинах высокий общественный статус, и без знания идиша (среди прочего) там невозможно стать своим. Идишем в той или иной степени владеют большинство хасидов.
Некоторые хасидские течения в Израиле и за рубежом противятся использованию иврита в качестве разговорного языка, а предпочитают его лишь для молитвы. Хасидские раввины, работающие среди русскоязычных эмигрантов в Израиле, поощряют сохранение русского языка как средства контакта поколений.
Хасидская одежда
Хасиды придерживаются определённого стиля одежды, в общих чертах повторяющего одежду евреев XVIII — начала XIX вв.
Многие виды одежды — по сути нееврейская одежда времён зарождения хасидизма либо еврейская одежда Восточной Европы. Каждая хасидская группа имеет свои особенности одежды, по которым их легко опознать. Хасиды традиционно одеваются в чёрный шёлковый (кто не может позволить себе, тот в сатиновый или полиэстерный) кафтан (бекише, капоте, халат на идише) и белую рубашку. Некоторые носят светло-серые или белые кафтаны и другие вариации. Некоторые хасидские группы носят тёмные панталоны до колен и белые или чёрные чулки разной длины.
Любавичские хасиды носят сюртуки фасона 30-х годов «а-ля принц Альберт». Некоторые венгерские хасиды носят «драй фертл» — три четверти, то есть двубортный пиджак с жилетом, однако в отличие от обычного мужского костюма, правый борт ложится на левый.
Хасидские головные уборы
Одной из отличительных черт хасидского наряда — штраймл, меховая шапка, надеваемая в субботу и праздники. В Иерусалиме некоторые нехасидские евреи тоже их надевают. Другие виды шапок и шляп: сподик (штраймл с высоким верхом), шойбл (редко), кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпкe. Хасиды Хабада носят черные фетровые шляпы фасона 1940—1950 годов. Такие же шляпы носят и не-хасиды и неконфессиональные хасиды, не относящиеся к конкретному ребе. Хабадников можно узнать по тому, что они стараются выгнуть шляпу на манер треуголки. Есть и другие фасоны, по которым можно опознать не только принадлежность к определенной хасидской группе, но также общественное положение, принадлежность к семье ребе и семейный статус.
Происхождение хасидской одежды
В жизни набожного еврея большое значение имеет принцип хукос а-гоим — не следовать обычаям неевреев. Его выводят из соответствующей цитаты Книги Левит. Поэтому хасиды решительно отрицают, что в чём-то повторяют традиции гоев, например, носят костюмы по моде польской шляхты XVI века. Хасиды возводят свой наряд прямо к одежде древних евреев, занесённой в Вавилон, а оттуда через Персию к арабам и туркам. Польская аристократия подражала моде турецкого двора, которая была заимствована у евреев.
Так же решительно хасиды отрицают то, что их одежда скопирована у шиитских мулл.
Ритуальное значение одежды
Хасиды придают деталям одежды магические свойства и символическое значение. Например, короткие панталоны заправляют в чулки, чтобы штаны не касались земли, считающейся скверной, нарушающей святость; носят туфли без шнурков или пряжек (штиблет на идише), чтоб не касаться их и избежать скверны; шелковый шнурок вокруг пояса (гартл идиш) должен по идее отделять вышнее и духовное от суетного, что ниже пояса, и т. п.
Хасидский брак и секс
Хасиды сватаются исключительно через профессионального свата или сваху (шадхен на идише). Еврейская пословица говорит, что ложь свахи Бог прощает заранее. Ведь делается она ради священного принципа «плодитесь и размножайтесь».
Традиционное еврейское сообщество неодобрительно относится к холостякам и одиноким. Их стараются посватать.
Хасидский обычай говорит, что жених и невеста должны быть примерно одного возраста. Не существует обычая поощрять брак пожилых с молодыми.
Хасиды отрицают как досужий вымысел, что половые отношения у хасидов производятся через простыню с дыркой. Вероятно, происхождение этого старинного (фиксируется еще в XVIII веке) поверья в созерцании вывешенного еврейского белья, квадратных талескотн с дыркой для головы похожих на пончо.
Другое распространённое заблуждение — что набожным евреям запрещён секс по субботам. На самом деле как раз наоборот, секс по субботам после обеда поощряется. По народным поверьям, демоница Лилит, похищающая сперму набожных евреев и стремящаяся лишить Израиль потомства, по субботам бессильна.
Хасидам предписана скромность. В то же время закон поощряет их к сексуальным отношениям. По традиции, обязанность мужа — отдаваться сексу и привлекать к этому свою жену, даже если теоретически он предпочитает в этот момент учить Тору.
Внебрачные отношения запрещены еврейским законом. Пользоваться услугами проститутки запрещено. Растление и другие сексуальные преступления хасидская община старается решать сама и не выдавать нарушителей властям, исходя из галахического уложения, запрещающего и карающего смертью донос на еврея нееврейским властям.
Хасиды славятся высокой рождаемостью. Средняя хасидская семья имеет 7,9 детей.
Экономические основы хасидской общины
Многие хасиды-мужчины не работают, а отдают всё время изучению Торы. Издавна в традиционной еврейской семье работала женщина. Многие общины в Израиле и США занимаются политическим лоббированием с целью получения общественных средств для существования своих членов.
Вместе с тем хасидские общины создали для своих членов широкую сеть общественного призрения и взаимопомощи, помогающую в решении проблем повседневной жизни — беспроцентные ссуды, помощь в получении жилья, бесплатные столовые, распределение пищи для нуждающихся, помощь приданым бедным невестам, юридическая защита и многое другое.
Среди хасидов ощутима прослойка парнасов — состоятельных людей, содержащих общину. Традиционные занятия хасидов — бизнес недвижимости и строительные подряды, бриллиантовый бизнес, торговля, посредничество, финансовый рынок. Сатмарские хасиды контролируют большую часть рынка кошерного мяса США объёмом около 4 млрд. долларов в год и контролируют сеть общественных учреждений, ссудных касс, проектов недвижимости только в Нью-Йорке стоимостью около полумиллиарда долларов США.
Уникальную сеть по распространению своей версии иудаизма создали хасиды Хабада. Их сеть насчитывает около 3 тысяч раввинов-"посланников Ребе" по всему миру. Её оборот достигает 1 миллиарда долларов США в год.
Сопротивление хасидизму
Хасидизм с самого зарождения вызывал резкую оппозицию в раввинском истеблишменте.
Митнагдим (миснагдим)
Противники хасидизма получили название митнагдим (в ашкеназском произношении миснагдим - сопротивляющиеся). Они рассматривали хасидов как мессианских раскольников, наподобие последователей Шабтая Цви и Якова Франка. Протест вызывали некоторые теологические нововведения хасидизма. Еще больший протест вызывали новые практики хасидского богослужения и нетрадиционная хасидская вера в непогрешимость и чудотворность своих лидеров.
Миснагдим во главе с «последним талмудистом» ребе Илияху, Виленским Гаоном, опираясь на классические труды талмудистов, полагали веру хасидов в чудеса, творимые их лидерами, опасной ересью. Протест вызывал и стиль одежды хасидов как «неправильный» и «вызывающий ложной набожностью».
Фундаментальный принцип хасидизма о том, что Бог присутствует везде, толковавшийся хасидами строго в духе монотеизма, был истолкован их противниками как еретический пантеизм.
Неоднократно хасидов подвергали херему (анафеме). Запрещалось с ними общаться, жениться и выходить замуж. Преследования хасидов не ограничились лишь религиозными мерами.
Борьба часто сопровождалась физическим насилием с обеих сторон, ложными доносами властям, взятками и различными кознями.
Приверженцы Виленского гаона донесли русским властям, что якобы знаменитый проповедник Лейви-Ицхок Дербаремдикер из Бердичева, собиравший деньги на паломничество в Землю Израиля и на поддержку живших там хасидов, на самом деле турецкий шпион. Дело происходило во время Русско-турецкой войны, и обеспокоенные власти по этапу гоняли старика в Петербург. Заодно по этапу пригнали и доносчика. Ведавшие религиозными делами чиновники не сразу разобрались, что речь идет о религиозном конфликте. Разобравшись, отправили раввинов домой, пригрозив, что писание напрасных доносов может для них закончиться настоящей ссылкой. Однако доносительство не прекратилось. По ложному доносу был арестован и ребе Шнеур Залман из Ляд, основатель Хабада.
Антихасидская сатира Просвещения
Еврейское движение просвещения Хаскала сделало хасидизм главным объектом своей критики, изображало его символом дикости, отсталости и обскурантизма, препятствием на пути к прогрессу. Хасидов высмеивала появившаяся тогда светская еврейская литература. Против хасидов писались многочисленные памфлеты, сочинялись сатирические песни, анекдоты. Высмеивались хасидские обряды, где веселие порой достигалось изрядным возлиянием алкоголя. Высмеивали абсолютную веру хасидов в своего ребе. Например:
Как-то попал еврей в крошечную хасидскую общину, почитавшую своего ребе великим святым. Помолился с ними и спрашивает:
— Скажите, а какие такие великие чудеса совершил ваш ребе?
— Ну как, чудеса великие… разве вы не слышали, — ответили хасиды вопросом на вопрос — вот скажите, вы бы посчитали чудом, если Бог делает все, что наш ребе ему скажет?
— Да, разумеется, — отвечал еврей.
— Так тем более вы должны считать чудом, что наш ребе делает все, что ему Бог говорит!
Или другой пример:
Спрашивает как-то еврей хасидов:
— Скажите, а откуда вы знаете, что ваш ребе разговаривает с Богом?
— Ну как? Сам ребе нам об этом рассказывает.
— И откуда вы знаете, что это правда?
— Как откуда? Разве Господь, благословенно Имя Его, станет разговаривать с обманщиком?
Со временем хасиды восприняли и сохранили все эти шутки, которые, по их мнению, относятся к чужому ребе. Многие антихасидские песенки, как про дураковатого ребе Элимелеха, делавшего все наоборот, или «Эх выпили хасиды», циклы анекдотов про мудрецов-хохемов из Хелма во главе с их ребе Лемехом (бараном) вошли в золотой фонд хасидского фольклора и с удовольствием исполняются самими хасидами.
Впрочем, просвещение нанесло хасидизму огромный урон, вырвав из его рядов много людей. Просвещение относилось к хасидизму как к пережитку. Наиболее влиятельный еврейский историк XIX века Генрих Грец писал о хасидизме как о дикости, а хасидских цадиков обвинял в поощрении непомерного пьянства.
Нынешнее положение
В конечном итоге хасидизм пришёл к компромиссу с ортодоксальным иудаизмом. Будучи первоначально сектантским течением, хасидизм в результате стал одним из оплотов иудейской ортодоксии в современном мире. Усвоив многие тактические и стратегические приёмы современного мира — мобилизацию средств, создание добровольных организаций, политическое лоббирование, использование СМИ, создание политических партий и групп давления, усвоив современные методы политтехнологии и распространения своего учения, хасидизм вошел в XXI век в значительно лучшей форме, чем могли ожидать его многочисленные противники и критики.
К началу XX века хасидизм потерял значительное число сторонников. Его база — еврейские местечки Восточной Европы — находилась в глубоком экономическом кризисе, вызванном капиталистическим развитием и утратой еврейским местечком традиционных хозяйственно-экономических функций.
Хасидизм утрачивал свою привлeкательность в связи с многочисленными скандалами, отходом от веры и соблюдения обычаев, переходом в ряды коммунистов, а то и в христианство видных хасидских деятелей и отпрысков семей цадиков. Типичный сюжет описан в рассказе Исаака Бабеля «Сын рабби».
Часть отошла от традиционного иудаизма, уехала в большие центры Российской империи на учёбу, эмигрировала в Америку и Европу. После Октябрьской революции в России большая часть хасидских центров оказалась в Советской России. Холокост физически уничтожил хасидов Восточной Европы. Уцелевшие переселились в Израиль или Северную Америку, где создали новые центры, а часто и новые хасидские династии. В Северной Америке крупнейшие хасидские группы Сатмар, Любавич (ХаБаД), Бреслов, Бобов, Сквира, Вижниц, Санц (Клойзенбург) Пупа, Мункач и Спинка.
В Израиле — Гер, Белз, Сатмар, Бреслов, Вижниц, Серет, Надворна и возникшая уже в Израиле вокруг иешивы Толдос Аарон.
В Восточной Европе и бывшем СССР особенной активностью отличаются хасиды ХаБаД, которые претендуют на главенство в главных организациях общин ортодоксального иудаизма и выдвинули своих главных раввинов в России, Чехии, Грузии и Украине. Такая активность вызывает резкое сопротивление других организаций, нехасидских еврейских общин и хасидов иных толков. Из других хасидских течений на территории бывшего СССР действуют хасиды Карлин-Столина. |