Протестантизм — одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
Название
В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов Германии последовал протест, от чего и произошел термин «протестантизм».
Доктрины
Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и т. д. Вместе с тем, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).
Библия провозглашена единственным источником вероучения, а Священное предание отвергнуто. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего.
Согласно учению протестантизма, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он не может добиться спасения с помощью добрых дел, Таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.
Организация
Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Поэтому в протестантизме отсутствует исповедь и отпущение грехов (при этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом), а также безбрачие священников и пасторов. Также протестантизм отверг авторитет Папы Римского, упразднил монастыри и монашество. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчётность и т. д.).
Обряды
Протестантизм упразднил и многие Таинства, оставив только Крещение и Причастие. Кроме того, он упразднил молитвы за умерших («мёртвому уже не поможешь»), молитвы святым («на небе человека слышит лишь один Бог») и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов (как разновидность идолопоклонничества: Исход 20:4 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им»). Молитвенные дома протестантов свободны от пышного убранства, от алтарей, образов и статуй. Зданием церкви может служить любое строение, которое берется в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках.
История
Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.
Богословие
Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).
Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине 17 века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:
* Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
* Книга Согласия 1580 года (Германия)
* Каноны Дортского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
* Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).
Распространение протестантизма
В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских Церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета Церквей.
Протестантизм — одна из немногих религий, бурно распространяющихся по миру в наши дни. За последние 30 лет 15—20 % населения Бразилии, 15—25 % населения Чили, треть населения Гватемалы, от четверти до половины (по разным оценкам) населения Южной Кореи приняли протестантизм. По информации члена Евразийского исламского совета Казахстана Сабри Хизметли, в протестантизм за последние 15 лет перешли свыше 500 тыс. мусульман Средней Азии.
Католический монах из Германии Мартин Лютер, уже в молодости постоянно наблюдал крайнюю распущенность папского двора и римского духовенства. Это сильно повлияло на перемену его богословских убеждений и поколебало прежний взгляд на святость служителей Римской церкви.
В 1516 году, когда для изыскания средств на построение собора св. Петра в Риме широко продавались «индульгенции», т. е. отпущение грехов не только настоящих, но и будущих (!), Лютер выступил с обличением такой кощунственной торговли. Своим духовным чадам он объяснял, что избавления от наказаний за грехи можно испросить только внутренним сокрушением и раскаянием о содеянном. Завязался словесный поединок между Лютером и Тецелем, ученым доминиканским монахом, который угрожал Лютеру отлучением от церкви и своим правом сжигать еретиков. В ответ Лютер в 1517 г. прибил к дверям Виттенбергского храма свои 95 тезисов, в которых изложил свои взгляды на покаяние, оправдание через веру и вред продажи индульгенций. Спор продолжался несколько лет, в течение которых Лютер отверг авторитет папы, а тот отлучил Лютера от церкви. Только заступничество светской власти спасло Лютера от смерти. Его поддерживали в Германии многие священники, профессора, студенты, рыцари и князья. Начался раскол с Римом и отделение Лютера и его последователей от Римо-католической церкви.
ЛЮТЕРАНСТВО
Поставив перед собой задачу восстановления церковного учения в его апостольской чистоте, Лютер и его сподвижники не смогли справиться с этой задачей, так как много столетий отделяло их от первых веков христианства, у них не было живого духовного опыта и отсутствовало знание творений отцов и учителей древней Церкви. Средневековое же схоластическое образование представляло христианство в искаженном свете. Единственным источником истолкования у них был собственный домысел, личное мнение.
Если Православная Церковь отвергала злоупотребления Преданием и вымышленные Римом документы и факты, чуждые Слову Божию, то протестанты совершенно отошли от апостольского Предания, отказались от духовного опыта святых учителей Церкви, от постановлений Вселенских Соборов, оставив единственным руководством в вере Священное Писание, толкуемое ими произвольно.
Незнание и принципиальное отвержение Церковного Предания явилось главным источником всех заблуждений протестантов, так как слово Божие —это Библия, Евангелие и Предание. «Итак, братия, стойте и держитесь Предания, которым вы научены или словом или посланием нашим»,— возвещает ап. Павел. Св. ап. Иоанн пишет: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). «Не все передали апостолы через послания, а многое и без Писания; но и то и другое равно достойно веры. Посему мы почитаем достойным веры и Предания»,— пишет св. Иоанн Златоуст. Также учат о Предании и другие отцы Церкви.
Принципиально отвергая апостольское Предание, протестанты не последовательны. Они приняли на основании Предания «канон священных книг», исповедание главных христианских догматов: о троичности Лиц в Боге, о воплощении Сына Божия, и признают три древних символа веры, в которых раскрыты эти догматы. Отвергая авторитет древних отцов Церкви, они утверждают авторитет за новыми немецкими богословами: Лютером, Кальвином и др.
Лютеране утверждают, что спасение человека и избавление от грехов совершается самим Богом, а не делами человека, только одной верой, получение которой зависит всецело от Бога, по Его прозволению. Благодать Божия, действуя на человека, внушает ему веру во Христа, и это является единственным условием спасения — она делает человека праведным. Особенность этой веры в том, что человек не сомневается в получении благодати Божией. Благодаря своей вере человек становится святым, благочестивым и оправданным дитем Божиим. Так вкратце звучит учение об оправдании верой, являясь основным и исходным пунктом всей протестантской догматики. Священное Писание не дает нам основания к принятию учения лютеран; это учение таит в себе элементы, приводящие к разрушению христианской нравственности. Этот догмат противоречит Слову Божию и вытекает из неправильно понятых слов св. Апостолов.
Лютер принял отдельные слова ап. Павла буквально, вне связи с текстом и с общей мыслью Апостола: «Человек оправдывается верой независимо от дел закона», «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Послание к Галатам). Ап. Павел этими словами выступал не против добрых дел, а против ложной самонадеянности иудейских учителей, полагавших, что спасение заслуживается внешними делами закона Моисеева: обрезанием, соблюдением субботы, омовением рук и пр. Тот же ап. Павел в послании к Римлянам пишет, что Господь в день праведного суда Своего воздаст каждому по делам его. Ап. Петр: «Вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам его». Ап. Иоанн: «Дети мои, станем любить друг друга не словом и языком, но делом.» Ап. Иаков: «Что пользы в том, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Разве может вера спасти его?... Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Сам Господь говорит, что и порочные люди могут обладать верой в смысле признания существующих религиозных истин, но эта вера недостаточна для спасения: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.»
Отвергая крайности римо-католического учения, Лютер сам впал в крайность: он отвергнул не только богоутвержденное священство и таинства, но и апостольское понимание Церкви. Лютер говорит, что истинная церковь там, где неповрежденно сохраняется слово Божие и правильно преподаются таинства. Но где критерий неповрежденности и чистоты слова Божия и правильного совершения таинств, если Лютер сам отверг духовный опыт древней Церкви, Предание и соборный церковный разум, заменив их произвольным пониманием?
«Духовное священство,— говорит Лютер,— есть принадлежность всех христиан. Все мы священники, т. е. все мы — дети Христа, высшего священника. Мы не нуждаемся поэтому ни в каком другом священнике, кроме Христа, так как каждый из нас получил назначение от Самого Бога... Все мы через крещение делаемся священниками.» Всякий в церкви может проповедовать слово Божие и совершать таинства. Пасторы и суперинтенданты существуют ради порядка. Они избираются обществом из людей, способных учить членов общины. При избрании старейшины возлагают на них свои руки. Здесь нет места апостольской преемственности и благодати священства, но лишь административное назначение на должность проповедника.
Это утверждение совершенно расходится с методом и пониманием роли священства первохристианской Церковью, и неверно, что Иисус Христос и апостолы не дали никакого определенного устройства Церкви. На самом же деле, в течение 40 дней по Своем воскресении, Господь беседовал с учениками «о Царствии Божием» (Деяния Апостолов), т. е. об устройстве Церкви — общества верующих. Только одним Апостолам дал Господь право совершать таинства и учить людей вере: «И, приблизившись, Иисус сказал им: „Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века". Также и право руководить людьми, приводя их к спасению: „Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас". И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого». Сами Апостолы свидетельствуют о том, что не общество верующих, но Сам Господь призвал их на дело апостольского служения Ему «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом».
Апостолы сохранили и преемственно передали тот порядок и строй жизни Церкви, какой был установлен Самим Господом; сами они рукополагали епископов и пресвитеров.
Учение Лютера об оправдании только верою повлекло изменение взгляда на таинства, которые для лютеран имеют лишь символическое значение и вся сила их заключается в личной уверенности молящегося, что он оправдан. У лютеран осталось только два таинства, вернее их внешняя форма,— крещение и причастие, как заповеданные Самим Спасителем. Однако учение их своеобразно и чуждо древней традиции. Ложная духовность обнаруживается у протестантов в мистицизме, в претензии на общение с Богом помимо установленных таинств и богослужений.
Протестанты пришли к отрицанию общения между живущими и отошедшими к Богу братьями, к отрицанию надобности молитв за усопших и ходатайства святых за нас. Обоснование этого отрицания чисто рационалистическое: зачем молиться, если судеб Божьих не изменишь, и раз Христос уже всецело принес Богу удовлетворение за всех нас. Такое учение ведет к моральной пассивности.
Итак, лютеранское движение со времен Лютера отказывается от ценности живого церковного опыта — св. Предания, от почитания Девы Марии и святых, от молитв за умерших, от административного устройства Церкви, от святых таинств, икон, от крестного знамения и считают одну веру достаточной, чтобы заслужить Царство Небес -нее. Это лютеранское искажение христианства создает пропасть между ним и верой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
КАЛЬВИНИЗМ, РЕФОРМАТОРСТВО, ПРЕСВИТЕРИАНСТВО
Кальвин провел реформацию в Швейцарии, и его учение распространилось в юго-западной Германии и Голландии (реформаторство), во Франции (гугенотство), а в Шотландии, Англии и Северной Америке под именем пресвитерианства. Кальвин дополнил лютеранство учением о безусловном «предопределении». Лютер все же сохранил основы христианства, и иудейство у него едва проскальзывает, у Кальвина же элементы иудейства и язычества настолько явственны, что кальвинизм с большой натяжкой можно считать христианским исповеданием. «Безусловное предопределение» по Кальвину говорит, что Бог предвечно избрал одних людей к спасению, а других — к гибели, независимо от их воли. Предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу Богом избранных людей, в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут
спасти тех, кто предопределен к вечной гибели. Добрые и злые дела служат для выполнения Божьих предназначений.
Для чего же Иисус Христос так обстоятельно учил нас, как надо жить, нести подвиг, идти узким путем? В чем же смысл молитв, раскаяния, исправления жизни?
Кальвинисты ссылаются на отдельные изречения ап. Павла, взятые без содержания всей речи, отрывочно, и из них выводят подтверждение учения Кальвина о предопределении. Правильно понятыми эти места могут быть только в связи со всем содержанием этой главы, в которой Апостол говорит, что оправдание не является уделом только еврейского народа: «Не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9, 7). Здесь Апостол выступает против иудеев, которые считали язычников отверженными Богом, а исключительно себя — сынами Царствия Божия (по происхождению и исполнению закона Моисеева). Апостол доказывает, что спасающая благодать Божия простирается на всех людей, и Бог призывает к спасению не только иудеев, но и язычников. Учение Кальвина находится под влиянием иудейства, когда учит, что только избранные люди предназначены к спасению, а остальные обречены на гибель. Слово Божие же учит, что «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». «Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
Учение Кальвина противоречит понятию о святости Божией. Несовместимо с этим понятием учение, что Сам Бог является виновником и причиной зла, от вечности избрав одних к спасению, а других — к гибели. В этом сказалось влияние язычества, признавшего существование безличной фатальной силы, именуемой роком (судьбой). Учение Кальвина приводит к нравственной незаинтересованности и безразличию к добрым и плохим поступкам.
Итак, кальвинизм отрицает в человеке свободу воли; признает грех явлением естественным и неизбежным, с которым нельзя бороться, потому что даже молитва с покаянием против него беспомощны; отрицает основы христианства и считает таинства простыми символами; считает, что в Евхаристии присутствие Христа — нереально.
В Шотландии кальвинизм (пресвитерианство) был признан парламентом государственным исповеданием в 1592 году. Пресвитериане под именем «пуритан» потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов и устранения символики: изображения креста, крестного знамени при крещении и т. д. Основой устройства у пресвитериан является церковная община с пресвитером во главе, избираемым общиной. Сан епископа упразднен. Богослужения сводятся к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, к проповеди и пению псалмов. Причащаются, сидя за длинным столом; браки благословляются на дому; молитвы над умершими также прочитываются на дому. Икон нет. Литургия отменена. Христианских праздников, кроме воскресений, нет.
АНГЛИКАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ
Англиканское исповедание представляет собой смесь католичества, лютеранства и кальвинизма. В Англии еще за несколько веков до Реформации образовалась оппозиция церковному деспотизму Рима. Оппозиция зрела на почве национальной, экономической и религиозной. Англичане возмущались постоянным вмешательством Римского епископа во внутреннюю жизнь страны, чрезмерными притязаниями светского и политического характера, большими доходами Рима от Англии, распущенностью духовенства и пр.
Поводом к разрыву с Римом в 1532 году послужил для английского короля Генриха VIII отказ папы дать ему церковный развод с Екатериной Арагонской. Первоначально церковных реформ не произошло, но Генрих провозгласил себя главою церкви, закрыл много монастырей, отменил «десятины» в пользу Рима. В дальнейшем, под влиянием протестантов, наводнивших Англию, король поручил пересмотреть все учения о церкви, наследованное от Рима. В 1536 г. от лица парламента вышли «Десять членов вероучения», которые оказались смесью протестантства с католичеством. В 1552 г. издается новое исповедание веры в 42-х членах, а потом «Малый катехизис». В нем многие обряды: освящение воды, употребление колоколов...— названы суеверными и отменены. Затем возникла Английская епископальная церковь.
Верующие начали борьбу религиозных партий, и в 1559 г. королева издала новое исповедание из 39 членов, обязательное для духовенства и мирян. В этих «основных» есть догматы согласные с Православием: о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божием и др., отрицание чистилища, индульгенций и главенства папы. Богослужения у англикан совершаются на родном языке. Но унаследовано заблуждение латинства относительно исхождения Св. Духа и «от Сына». От лютеранства заимствованы заблуждение об оправдании одной верой, непризнание Вселенских Соборов, непочитание икон и св. мощей. В англиканском исповедании подчеркивается церковное главенство короля. 25-й член этого вероучения не признает таинствами: покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение и священство.
Православная церковь не может с этим согласиться, но нет надежды к изменению позиций Англиканской церкви, так как она находится в зависимости от парламента, имеющего членами масонов, людей иудейской веры и даже неверующих. Английский парламент в вопросах вероучения имеет решающее слово. Король — глава Английской церкви присягает на коронации: «Объявляю и искренне клянусь перед Богом в том, что верю, что в таинствах причащения не происходит пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Святых Даров, кем бы оно не совершалось. И я верю, что призывание и поклонение Приснодеве Марии и святым, а также жертвенное значение литургии противно протестантскому вероучению.» |