<
Молитва - откровенный разговор человека с Б-гом. Люди могут обращаться к Б-гу в любой момент: как с благодарностью за что-то, так и с просьбой (личной или о еврейском народе в целом).
Евреи молятся 3 раза в день (утром, днём и вечером). Для молитвы используют Сидур - молитвенник. В праздники добавляются специальные праздничные молитвы.
Перед молитвой в синагоге мужчины должны одевать талит гадоль, накладывать тфиллин (кожаные коробочки со святыми текстами).
Сила молитвы настолько велика, что может отменить суровый приговор, вынесенный человеку. Главное, чтобы молитва была от чистого сердца и шла исключительно на пользу людям. Есть такая история. Еврейский мальчик в первый раз зашёл в синагогу на Рош Ашана (еврейский новый год) и так, как он не знал слов молитвы, но очень хотел молиться со всеми евреями в этот праздничный день, он начал говорить слова Алеф-Бет (еврейский алфавит) от чистого сердца и Б-г принял его молитву. Не имеет значения в какой стране вы живёте, на каком языке вы молитесь: Б-г понимает любой язык, исходящий из истоков вашей души.
Утро
ЗАКОНЫ УТРЕННЕГО ПРОБУЖДЕНИЯ
1.
"Всегда представляю себе, что Б-г передо мной" - это основа законов Торы и совершенства праведников, выполняющих все желания Вс-вышнего. Ведь когда человек один в доме, он сидит, ходит и работает не так, как перед великим царем, и в окружении семьи он разговаривает и выражает свои желания не так, как в присутствии царя. Тогда он следит за правильностью каждого своего слова, каждого жеста! Тем более, если человек будет знать, что Царь царей всех царей, наполняющий всю землю своей славой, наблюдает за ним и видит его дела, как сказано: "Возможно ли, что спрячется человек в укрытие и Я не увижу его? Ведь и небо, и землю Я наполняю". Тут уж, несомненно, придут к нему трепет и смирение от страха перед Б-гом, и станет он стыдиться Его.
2.
Когда человек ложится спать, он также должен знать, в чьем присутствии он спит. И утром, едва проснувшись, он должен сразу же вспомнить милость Вс-вышнего, да будет благословенно Его имя, по милости своей вернувшего ему душу, которую вечером тот вручил Ему уставшей, а утром получил новой и отдохнувшей, готовой для служения Б-гу всеми силами и весь день, ибо в этом - все назначение человека, как говорит Писание: "Новые (они) каждое утро - велика Твоя верность!" Этот стих хочет сказать, что каждое утро Б-г творит человека заново. И пусть человек всем сердцем возблагодарит Б-га за это. И, находясь еще в постели, скажет благодарственную молитву "Модэ Ани":
"Благодарю я тебя, Царь живой и вечно существующий, что ты, смилостивившись надо мной, вернул мне душу мою. Велика Твоя верность!"
Модэ ани лэфанеха мелех хай векаям шегехезарта би нишмати бехемла раба эмунатеха
(Хотя его руки еще не омыты, он имеет право произнести эту фразу, поскольку в ней нет упоминания Имени Б-га.) И сделает небольшую паузу перед словом "велика".
3.
Рабби Йегуда бен Тейма сказал: "Будь дерзок, как тигр, и легок, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя желание Отца твоего, Который на Небесах". "Дерзкий, как тигр" означает, что человек не должен стесняться людей, издевающихся над ним за его служение Б-гу, да будет благословенно Его Имя. "Легкий, как орел" сказано о способности глаза видеть: человек должен с легкостью зажмуривать глаза и не смотреть на запрещенное, поскольку с этого начинается преступление: глаз видит, сердце хочет, а действие завершает. "Быстрый, как олень" сказано про ноги: пусть ноги твои бегут совершать добрые дела. "Могучий, как лев" сказано про сердце, поскольку мощь, необходимая для служения Вс-вышнему, - это мощь сердца. Говорится здесь, что человек должен собрать всю силу своего сердца, служа Вс-вышнему и борясь со своими дурными побуждениями и побеждая их, как воин побеждает своего врага, одолевая его и сваливая на землю.
4.
Поэтому человек должен проявить силу льва и, проснувшись (и сказав "Модэ Ани"), немедленно встать, чтобы начать служить Вс-вышнему, возвышенному и вознесенному, пока не победит его йецер тара, злое начало в человеке, его злое побуждение, и обманом и хитростями уговорит его не вставать. Зимой он нашептывает: "Зачем тебе так рано вставать, ведь еще так холодно!", а летом: "Как же ты встанешь, ведь ты еще не насытился своим сном!" Может йецер тара искушать человека и по-другому: он очень хорошо умеет соблазнить человека не вставать. Поэтому всякий боящийся слова Вс-вышнего и трепещущий перед Ним должен пересилить йецер тара и не слушаться его. И даже если это тяжело ему из-за лени и тяжести тела, пусть поставит он на место своего желания волю Б-га, Царя царей всех царей. Нужно, например, представить себе, что, если бы вас позвали для дела, сулящего большие прибыли, или для получения долга, или если бы вы должны были спасать свое имущество, которому угрожает гибель, если, скажем, в вашем городе пожар или другое бедствие, конечно, вы поторопились бы немедленно вскочить из-за любви к своим деньгам и не стали бы лениться. И также если бы человека вызвали на царскую работу, конечно, он встал бы сразу и не стал бы лениться, чтобы царские слуги не очернили его в глазах царя или чтобы понравиться царю. Тем более надлежит поспешить, когда великий и святой Царь всех царей призывает вас для служения Себе! приучать себя к этому, вы быстро - после нескольких раз - убедитесь, что это не так уж трудно, и ощутите, что с Небес помогают вам - как и каждому, кто стремится к добру.
ЗАКОНЫ ОМОВЕНИЯ РУК
1.
Каждое утро человек оказывается как бы сотворенным заново для служения Вс-вы-шнему. Поэтому прежде всего он обязан освятить себя, совершив нетилат ядаим (омовение рук) из сосуда, подобно тому, как когены, приступая к служению в Храме, каждый день освящали себя, омывая руки из специального сосуда.
Основания для этого обычая можно найти в стихе: "Омою очищающим руки свои и обойду жертвенник Твой, Б"же, произнося слова благодарности". Еще одна причина в том, что, поскольку во время сна наша святая душа покидает тело, оно оказывается во власти сил нечистоты. Как только мы просыпаемся, эти силы немедленно оставляют нас, задерживаясь, однако, на кистях рук И наши руки остаются ритуально нечистыми до тех пор, пока мы не обольем их водой три раза попеременно. И запрещается пройти четыре ама (примерно два метра), не сделав нетилат ядаим1, кроме как по очень большой нужде.
2.
В первую очередь необходимо надеть талит катан, чтобы не проходить четыре ама без цицит. И, поскольку руки еще нечисты, благословение не произносят2.
3.
Утренний нетилат ядаим делается так человек берет сосуд в правую руку и передает его в левую, поливает сначала правую руку, а потом передает сосуд в правую руку и поливает левую. И так он должен сделать три раза*. И лучше облить руку до запястья. Но если это трудно, можно ограничиться обливанием кисти до основания пальцев. И после этого умывает лицо в честь Вс-вышнего, как сказано: "Ибо по образу Б-га сделал Он человека". И также отмоет рот от всей грязи, которая в нем, чтобы произносить Имя Б-га в чистоте. И после этого вытрет руки. И должен он следить, чтобы вытереть лицо как следует.
4.
Вода после нетилат ядаим должна сливаться непременно в сосуд. И водой после нетилат ядаим запрещено пользоваться, так как на ней - дух нечистоты. Ее нужно выплеснуть в место, где не ходят люди.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ДАВШИЙ НАМ ПОВЕЛЕНИЕ ОБ ОМОВЕНИИ РУК!
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ НЕТИЛАТ ЯДАЙИМ.
После омовегия рук произносят следующее благословение:
ОСНОВА МУДРОСТИ - ТРЕПЕТ ПРЕД ГОСПОДОМ; СТАНУТ МУДРЫМИ ТЕ, КТО (В ТРЕПЕТЕ) ИСПОЛНЯЕТ (ВОЛЮ ЕГО); СЛАВА ЕГО ВЕЧНА. БЛАГОСЛОВЕННО СЛАВНОЕ ИМЯ ЦАРСТВА ЕГО ВО ВЕКИ ВЕКОВ!
5.
Каждый раз после отправления естественных надобностей делают нетилат яда-им и произносят благословение "Ашер Яцар" ("...Который создал..."). Если человекзабыл произнести это благословение, то в следующий раз, когда он выйдет из туалета, достаточно ему произнести это благословение только один раз.
БЛАГОВЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, КОТОРЫЙ ПО МУДРОСТИ (СВОЕЙ) СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА, СОТВОРИВ ЕГО ТЕЛО С (НЕОБХОДИМЫМИ) ПОЛОСТЯМИ И ОТВЕРСТИЯМИ. ОТКРЫТО И ИЗВЕСТНО (ТЕБЕ, ВОССЕДАЮЩЕМУ НА) СЛАВНОМ ПРЕСТОЛЕ СВОЕМ, ЧТО ЕСЛИ ЗАКРОЕТСЯ ОДНО ИЗ (ОТВЕРСТИЙ) ИЛИ ОТКРОЕТСЯ ОДНА ИЗ (ПОЛОСТЕЙ, ЧЕЛОВЕК) НЕ СМОЖЕТ ПРОСУЩЕСТВОВАТЬ НИ ЧАСА. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ИСЦЕЛЯЮЩИЙ ВСЕ ЖИВОЕ И ТВОРЯЩИЙ ЧУДЕСА!
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР ЯЦАР ЭТ ГААДАМ БЕХОХМА УВАРА ВО НЕКАВИМ НЕКАВИМ ХАЛУЛИМ ХАЛУЛИМ ГАЛУЙ ВЕЯДУА ЛИФНЕЙ ХИСЭ ХВОДЕХА ШЕИМ ЙИПАТЕЯХ ЭХАД МЕГЕМ О ЙИСАТЕМ ЭХАД МЕГЕМ И ЭФШАР ЛЕГИТКАЙЕМ ВЕЛААМОД ЛЕФАНЕХА. БАРУХ АТА АДОНАЙ РОФЭ ХОЛЬ БАСАР УМАФЛИ ЛААСОТ.
При входе в синагогу останавливаются в прихожей на некоторое время и говорят:
И Я ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ ТВОЕЙ, ВОЙДУ В ТВОЙ ДОМ И СКЛОНЮСЬ В СВЯТИЛИЩЕ ТВОЁМ. В ТРЕПЕТЕ ПРЕД ТОБОЮ, ГОСПОДЬ, ЛЮБЛЮ Я ДОМ, ГДЕ ОБИТАЕШЬ.
ВААНИ БЕРОВ ХАСДЕХА АВО ВЕЙТЕХА ЭШТАХАВЭ ЭЛЬ ГЕЙХАЛЬ КОДЕХА БЕЙИРЪАТЕХА.
Затем, медлен ступая, произносят:
В ДОМ Б-ГА ПОЙДЁМ МЫ ВЗВОЛНОВАННЫЕ.
БЕВЕЙТ ЭЛОГИМ НЕГАЛЕХБЕРАГЕШ
КАК ПРЕКРАСНЫ ШАТРЫ ТВОИ ЯАКОВ, ЖИЛИЩА ТВОИ, ИЗРАИЛЬ! И Я, ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ ТВОЕЙ, ВОЙДУ В ТВОЙ ДОМ, ГДЕ ОБИТАЕШЬ ТЫ, И МЕСТО, ГДЕ ОТКРЫВАЕТСЯ СЛАВА ТВОЯ. И Я ПАДУ НИЦ, И СКЛОНЮСЬ, И ПРЕКЛОНЮ КОЛЕНА ПРЕД ГОСПОДОМ, СОЗДАВШИМ МЕНЯ. И Я БУДУ МОЛИТЬСЯ ТЕБЕ В ЧАС ТВОЕГО БЛАГОВОЛЕНИЯ, ГОСПОДЬ. БОЖЕ ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ СВОЕЙ ОТВЕТЬ МНЕ, (ДАРОВАВ МНЕ) ИСТИННОЕ СПАСЕНИЕ!
МА ТОВУ ОГАЛЕХА ЯАКОВ МИШКЕНОТЕХА ЙИСРАЭЛЬ. ВААНИ БЕРОВ ХАСДЕХА АВО ВЕЙТЕХА ЭШТАХАВЭ ЭЛЬ ГЕЙХАЛЬ КОДШЕХА БЕЙИРЪАТЕХА. АДОНАЙ АГАВТИ МЕОН БЕЙТЕХА УМЕКОМ МИШКАН КВОДЕХА. ВААНИ ЭШТАХАВЭ ВЕЭХРАА ЭВРЕХА ЛИФНЕЙ АДОНАЙ ОСИ. ВААНИ ТФИЛАТИ ЛЕХА АДОНАЙ ЭТ РАЦОН ЭЛОГИМ БЕРОВ ХАСДЕХА АНЕЙНИ БЕЭМЕТ ЙИШЪЭХА
ВЛАСТЕЛИН МИРА ЦАРСТВОВАЛ
ДО СОЗДАНИЯ ИМ ВСЕХ ТВОРЕНИЙ;
И КОГДА ПО ВОЛЕ ЕГО БЫЛ СОЗДАН ВЕСЬ МИР,
ЕГО ИМЕНЕМ СТАЛО - ВЛАДЫКА.
И ПОСЛЕ КОНЦА МИРА
ОН, ГРОЗНЫЙ БУДЕТ ЦАРСТВОВАТЬ ЕДИНОВЛАСТНО.
ОН БЫЛ, ОН ЕСТЬ,
И ОН ПРЕБУДЕТ ВЕЧНО В ВЕЛИКОЛЕПИИ СВОЁМ.
И ОН ЕДИНСТВЕННЫЙ, И НЕТ ДРУГОГО,
КТО СРАВНИЛСЯ БЫ С НИМ И ЕМУ УПОДОБИЛСЯ.
ЕМУ НЕТ НИ НАЧАЛА, НИКОНЦА;
ОН ВСЕМОГУЩ, И ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЛАСТЬ.
ОН - Б-Г МОЙ, ВЕЧНО ЖИВОЙ МОЙ ИЗБАВИТЕЛЬ, ОПЛОТ СУДЬБЫ МОЕЙ В ЧАС БЕДЫ.
ОН - ЗНАМЯ МОЁ И МОЁ ПРИБЕЖИЩЕ,
ОПОРА МОЯ В ДЕНЬ, КОГДА Я ВЗЫВАЮ К НЕМУ.
ЕМУ Я ВРУЧАЮ ДУШУ СВОЮ
ПЕРЕД СНОМ И ПО ПРОБУЖДЕНИИ
И ВМЕСТЕ С ДУШОЮ - ТЕЛО;
ГОСПОДЬ СО МНОЙ, И НЕ УСТРАШУСЬ.
АДОН ОЛАМ АШРЕ МАЛАХ. БЕТЕРЕМ КОЛЬ ЙЕЦИР НИВРА. ЛЕЭТ НААСА ВЕХЕФЦО КОЛЬ. АЗАЙ МЕЛЕХ ШМО НИКРА. ВЕАХАРЕЙ КИХЛОТ ГАКОЛЬ. ЛЕВАДО ЙИМЛОХ НОРА. ВЕГУ ГАЯ ВЕГУГОВЭ.ВЕГУ ЙИГЬЕ БЕТИФЪАРА.ВЕГУ ЭХАД ВЕЭЙН ШЕЙНИ.ЛЕГАМШИЛЬ ЛО ЛЕГАХБИРА.БЛИ РЕЙШИТ БЛИ ТАХЛИТ. ВЕЛО ГАОЗ ВЕГАМИСРА.ВЕГУ ЭЛИ ВЕХАЙ ГОАЛИ.ВЕЦУР ХЕВЛИ БЕЭТ ЦАРА. ВЕГУ НИСИ УМАНОС ЛИ. МНАТ КОСИ БЕЙОМ ЭКРА. БЕЯДО АФКИД РУХИ. БЕЭТ ИШАН ВЕАИРА. ВЕИМ РУХИ ГВИЯТИ. АДОНАЙ ЛИ ВЕЛО ИРА
ВЕЛИЧИЕ И СЛАВА Б-ГА, (ДАЮЩЕГО) ЖИЗНЬ, БЕЗГРАНИЧНЫ; ОН СУЩЕСТВУЕТ, И БЫТИЕ ЕГО - ВНЕ ВРЕМЕННЫХ РАМОК.
ОН - ОДИН, И НЕТ ЦЕЛЬНОСТИ, ПОДОБНОЙ ЦЕЛЬНОСТИ ЕГО; СУТЬ ЕГО НЕВЫРАЗИМА, ЦЕЛЬНА И НЕИЗМЕННА НЕТ У НЕГО НИ ФИЗИЧЕСКИХ ФОРМ, НИ КАКИХ-ЛИБО ИНЫХ;
ТАЙНА СКРЫТОЙ СУТИ ЕГО НЕПОСТИЖИМА
ОН ПРЕДШЕСТВУЕТ ВСЕМУ СОТВОРЁННОМУ; ОН - НАЧАЛО ВСЕГО, А У НЕГО САМОГО НЕТ НАЧАЛА.
ОН - ВЛАСТЕЛИН МИРА, И ВСЕМ ТВОРЕНИЯМ РАСКРЫВАЕТ ОН СВОЁ ВЕЛИЧИЕ И ЦАРСКУЮ ВЛАСТЬ СВОЮ.
ЩЕДРО НАДЕЛЯЕТ ОН ПРОРОЧЕСКИМ ДАРОМ ТЕХ, КОГО ПОЛЮБИЛ ОН И КОМУ ОТКРЫЛСЯ В ВЕЛИКОЛЕПИИ СВОЁМ.
НЕ БЫЛО ЕЩЁ В ЕВРЕЙСКОМ НАРОДЕ (ЧЕЛОВЕКА), ПОДОБНОГО МОШЕ - ПРОРОКУ, КОТОРЫЙ ВИДЕЛ ЕГО ВООЧИЮ.
ИСТИНУ, (ЗАКЛЮЧЕННУЮ) В ТОРЕ, ДАЛ НАРОДУ СВОЕМУ Б-Г ЧЕРЕЗ ПРОРОКА СВОЕГО, КОТОРОМУ ДОВЕРИЛ ОН ТАЙНЫ ДОМА СВОЕГО.
НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТ Б-Г В ТОРЕ СВОЕЙ И НИКОГДА НЕ ЗАМЕНИТ ЕЁ ДРУГОЙ.
ОН ВИДИТ И ЗНАЕТ ВСЁ, ЧТО МЫ СКРЫВАЕМ; ИЗНАЧАЛОЬНО ИЗВЕСТЕН ЕМУ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО.
НАГРАЖДАЕТ ОН ТВОРЯЩЕГО ДОБРО ЗА ДЕЯНИЯ ЕГО;
НАКАЗЫВАЕТ ЗЛОДЕЯ ЗА ЗЛА, КОТОРОЕ ТОТ ТВОРИТ.
ПОШЛЁТ ОН В КОНЦЕ ДНЕЙ МАШИАХА НАШЕГО, ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ ТЕХ, КТО ЖДЁТ ОТ НЕГО ОКОНЧАТЕЛЬНОГО СПАСЕНИЯ.
ВОЗВРАТИТ МЁРТВЫХ К ЖИЗНИ Б-Г ПО ВЕЛИКОЙ ДОБРОТЕ СВОЕЙ; ВО ВЕКИ БЛАГОСЛОВЕННО СЛАВНОЕ ИМЯ ЕГО!
Запрещено читать вслух тексты Письменной и Устной Торы, а также обсуждать их, пока не произнесены следующие благословения. Эти благословения произносят один раз в день, независимо от того, насколько часто в течение дня человек обращается к Тре, - так как каждый раз, занимаясь её изучением, он продолжает исполнят одну и ту же заповедь.
БЛАГОСЛОВЕНИЯ ТОРЫ
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГOСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ОБСУЖДАТЬ СКАЗАННОЕ В ТОРЕ!
СДЕЛАЙ ТАК, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ЧТОБЫ СЛОВА ТОРЫ ТВОЕЙ СТАЛИ УСЛАДОЙ НАШИХ УСТ И УСТ (СЫНОВ) НАРОДА ТВОЕГО, ДОМА ИЗРАИЛЯ; И ДА БУДЕМ ВСЕ МЫ, И НАШИ ПОТОМКИ, И ПОТОМКИ НАРОДА ТВОЕГО, ДОМА ИЗРАИЛЯ, ЗНАТЬ ИМЯ ТВОЕ И УЧИТЬ ТОРУ ТВОЮ БЕСКОРЫСТНО БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ОБУЧАЮЩИЙ ТОРЕ НАРОД СВОЙ, ИЗРАИЛЬ!
БЛАГОСЛОВЕН, ТЫ ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ! БЛАГОСЛОВЕН, ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ ТОРУ!
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВАТАВ ВИЦИВАНУ ЛААСОК БЕДИВРЕЙ ТОРА.
ВЕГААРЕВ НА АДОНАЙ ЭЛОГЕЙНУ ЭТ ДИВРЕЙ ТОРАХА БЕФИНУ УВЕФИ АМХА БЕЙТ ЙИСРАЭЛЬ ВЕНИГЬЕ АНАХНУ ВЕЦЕЭЦАЭЙНУ (ВЕЦЕЭЦАЭЙ ЦЕЭЦАЭЙНУ) ВЕЦЕЭЦАЭЙ АМХА БЕЙТ ЙИСРАЭЛЬ, КУЛАНУ ЙОДЪЭЙ ШМЕХА ВЕЛОМДЕЙ ТОРАТЕХА (ЛИШМА) БАРЦХ АТА АДОНАЙ ГАМЕЛАМЕД ТОРА ЛЕАМО ЙИСРАЭЛЬ.
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР БАХАР БАНУ МИКОЛЬ ГААМИМ ВЕНАТАН ЛАНУ ЭТ ТОРАТО. БАРУХ АТА АДОНАЙ НОТЕН ГАТОРА. |