При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter
ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!
Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники в целом, - сложное переплетение народных традиций и христианской обрядности. Дохристианский календарь аграрно-скотоводческих праздников, распределявшихся по временам года, отмечал важные в хозяйственной деятельности сроки наступления зимы, весны, лета и осени. Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Церковь стремилась прикрепить народные обычаи к определенным дням христианского календаря - церковным праздникам, дням памяти святых.
Самого большого влияния Церковь добилась в католических странах - Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, Латинской Америке. Большую роль сыграли характерные для католицизма торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан. Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года. Римско-католический литургический год содержит два вида праздников: непереходящие и переходящие. Первые закреплены за определенными датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (Григорианском) календаре. Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников - Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю. Неподвижные и подвижные церковные праздники каждый год сочетаются иначе. Литургический год начинается с Адвента, периода предрождественского Поста (от лат. adventus - пришествие). Он отсчитывается от 4-го воскресенья перед Рождеством. Во время Адвента верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния. Памятные дни отдельных святых, приходящиеся на период Адвента, не связаны с циклом рождественских обычаев. Это день св. Варвары - покровительницы ремесленников (4 декабря); 6 декабря день св. Николая известен своим "детским" акцентом - дети ждут подарков, по традиции "приносимых" святым... 8 декабря отмечается один из главных богородичных праздников - Праздник Непорочного Зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме. Этот праздник был официально закреплен догматом папы Пия IX в 1954 году. Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения. Рождество - один из важнейших христианских праздников, католики отмечают его 25 декабря. Содержанием его является факт рождения Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это второй после Пасхи праздник с четырьмя Литургиями (Мессами): накануне вечером, ночью, на рассвете и днём. Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый св. Франциску из Ассизи. В католических храмах с XIII в. устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника Сретения. Домашние вертепы - макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п. Рождество - семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. По сле появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная коромная пища - мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина и т.д. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки. Рождество Христово в западной церкви стало праздноваться 25 декабря только в IV в. Ранее христиане отмечали его 6 января. Обычаи, приуроченные к Рождеству, распространяются на всё "Рождественское двенадцатидневье". В этом цикле выделяются отдельные дни - 28 декабря - "память Невинных Младенцев" - день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом; 31 декабря - день св. Сильвестра, 1 января - день Нового года. Этот день посвящён Деве Марии. В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Зимний цикл святочных праздников католики завершают днем Богоявления (Эпифании), или "трех королей" - 6 января. Содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции - волхвов) - Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются св. Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу- Царю - золото, Христу- Богу - ладан, Христу- человеку - мирро. 17 января день св. Антония - покровителя животных. Во Франции в этот день священники благословляют домашний скот, который хозяева приводят к церкви. 2 февраля праздник Сретения Господнего. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля. 3 февраля в день св. Блаза - патрона виноградарей и землепашцев опять святили свечи, но меньших размеров. 5 февраля день св. Агаты отмечался церковным богослужением. Начало Великого сорокадневного Поста всегда приходится на Пепельную среду. Название её произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сохранилась древняя традиция, когда во время св. Мессы, после проповеди, священник посыпает горсткой пепла головы подходящим верущим, произнося слова «Из праха вышел и в прах возвратишься» В период Поста отмечается праздник Благовещения (25 марта), посвященный Деве Марии. Последняя неделя Великого Поста - "Страстная", "Святая" неделя - литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых - земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как "Великий". Первый из них - праздник "Пальмового (вербного) воскресенья", предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные оргАны и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) - четверг, пятница и суббота. Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи - зажигаются пасхальные свечи. Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу и т.д. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в церквах, продолжаются уличные представления на религиозные темы. Первый церковный праздник мая - "Обретение св. Креста" (3 мая), установленный в память нахождения "подлинного креста". Было принято освящать в церкви самодельные крестики и нести их на поля. В Испании разыгрывалось действо поисков креста императрицей Еленой (в сопровождении свиты, ряженой византийцами, ангелами, евреями и пр.) и установка его в костеле. 15 мая - день памяти св. Исидора-землепашца - покровителя г. Мадрида. У часовни с источником, где по преданию жил св. Исидор, собираются паломники, праздник превращается в народное гуляние. Вознесение Пресвятого Креста - переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая - начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи. Во Франции еще в начале XX в. накануне Вознесения совершались трехдневные церковные моленья: в первый день молились о сенокосе, во второй - о жатве, в третий - об уборке винограда. На границе пасхального цикла и летних праздников стоит большой католический праздник "Божьего тела" (Corpus Domini, Corpus Cristi) в первый четверг после Св. Троицы. Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви. Этот праздник празднуется всеми католиками, но особо торжественно в Испании. В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу с Евхаристическим Хлебом – Телом Христовым. Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в храм на праздничную Литургию. Рождество св. Иоанна Крестителя (24 июня) популярно у всех католиков. Отличительная черта дня св. Иоанна - огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Празднование дня св. Иоанна продолжается несколько дней вплоть до дня св. Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ св. Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном. Почитание святых - одна из важнейших сторон католического вероучения. 15 августа - праздник Успения Богоматери. Он основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 г. папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией. Последний крупный праздник римско-католического литургического года - Торжество Всех святых и День поминовения усопших, следующие один за другим 1 и 2 ноября. Праздник Всех святых был введен в нач. VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один праздник - "Святые и усопшие". Католическая Церовь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в храмах, участвуя в св. Мессах, а во второй с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римской-Католической Церкви. Следующее воскресенье – первой воскресенье Адвента… Праздник Богородицы Девы Марии 1 января Мария, мать Иисуса Христа, в христианской традиции - Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых. Этимология имени «Мария» (евр. Мариам) предлагалась разная: «прекрасная», «горькая», «госпожа» и «возлюбленная Богом». Ученые отдают предпочтение последнему значению, которое восходит к древнеегипетскому языку и может быть объяснено четырехвековым пребыванием евреев в Египте. В католической традиции непорочное зачатие самой Девы Марии (ее родителями) рассматривается как логическое условие, подготовившее ее к роли матери Спасителя. Ее свобода от греха была особой благодатью, исключением из общего правила, привилегией, которой, как утверждает католическая теология (в отличие от протестантской), не было удостоено никакое другое тварное существо. Девственная непорочность Девы Марии и чуждость плотскому вожделению соединялись в ней с ее неподверженностью никакому личному греху. На ее безгрешность указывает определение «благодатная», которое ей дается в Евангелии, поскольку нравственный порок несовместим с полнотой божественной благодати. Августин считал, что понятие личной греховности не применимо к Пресвятой Деве уже потому, что ее почтил Бог. С ролью Марии как Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человеческим. В теологической доктрине Римско-католической церкви признано, что, поскольку Дева Мария родила Спасителя, который есть источник всякой благодати, благодаря ей эта благодать сообщается человечеству. В 1950 папа Пий XII провозгласил, что «Пренепорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного греха, завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу...» Католическое учение о вознесении Девы Марии зиждется на двоякой традиции: на утвердившемся издревле веровании и на том, что католический епископат с полным единодушием принял эту догматическую истину в качестве части вероучения. Всемирный день мира. День всемирных молитв о мире 1 января День Всемирных молитв о мире у католиков. Всемирный день мира провозглашен папой Павлом VI. Отмечается с 1968 г. Сретение Господне Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии - встрече (слав. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном. Сретение в Римско-католической церкви - праздник Очищения Девы Марии, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. При входе в храм ее встретили св. Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не увидит Христа, и старица Анна, обитавшая при храме. Как предписывал Закон Моисея, родители принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм на 40-й день после рождения для совершения обряда посвящения. Евангелист Лука повествует о том, что когда Мария стояла в Храме с Младенцем Иисусом на руках, к ней подошел старец Симеон, известный в городе своей мудростью и праведностью. Увидев младенца Иисуса, он взял его на руки и произнес: "Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2:29-32). В католической церкви праздник Сретения Господня с незапамятного времени называется Chandeleur, т.е. светильник. В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса "светом к просвещению язычников", в праздник Сретения с 11 в. в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей. Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви.Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. Таким образом, этот день вошел в число двенадцати особо торжественных общецерковных празднеств - двунадесятых праздников. Богоявление / Крещение Господне / День трёх королей-волхвов / Эпифания Праздник Крещения Господня или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января. У католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю приносится в жертву золото, как богу ладан, как человеку - мирра. Праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) - Каспара, Мельхиора и Валтасара. Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у камина с "рождественским поленом". По западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: "К+М+В". Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нём. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры - "эпифанские огни", освещающие "путь волхвов". 6 января в католических странах это также начало Карнавала (средневековое лат. carnevale - мясо - прощай). Карнавальный период охватывает время от Богоявления до среды на первой неделе великого поста. Хотя обыкновенно карнавалом называли последние 7-10 дней перед чистой средой, сопровождающиеся процессиями, гуляньями. Это языческое по сути действо, знаменующее праздник проводов зимы и встречи весны, не связано с христианской религией содержанием, однако сроки и продолжительность Карнавала строго сообразуются с церковным календарем. Особо красочную, классическую форму приобрел Карнавал в католических романо-язычных странах (Италии, Испании, Португалии, Франции). Церковь долгое время вела борьбу и пыталась вводить запреты на буйный характер Карнавала, однако ей пришлось смирится с его существованием, ограничения коснулись лишь временных рамок. День Святой Агаты Святая Агата (235-251 гг.) происходила из одного знаменитого катанского рода на о. Сицилия. После принятия крещения она решила из любви к Христу сохранить девственность. Но ее красота привлекла внимание римского наместника Квициана. Когда Квициан, как и прочие кандидаты в женихи, получил отказ Агаты, он возненавидел ее. Квициан, выполняя распоряжения императора, возглавил волну гонений на сицилианских христиан. Одной из первых была арестована Агата. Агата не желающая отрекаться от своей веры, не вынесла многочисленных пыток и погибла в тюрьме (по другим сведениям была заживо сожжена). Это произошло 5 февраля 251 года. Святую мученицу Агату местные христиане похоронили за городом, а спустя 60 лет перенесли ее останки в заново выстроенный кафедральный собор в г. Катане, где тело святой покоится до сегодняшнего дня. Через год после смерти Агаты на город обрушился вулкан Этна. Верующие возносили многочисленные молитвы своей покровительнице Агате, и лава обошла город стороной. По древней традиции в день святой Агаты освящается хлеб, соль и вода, благодаря которым место, где они находятся, охраняется от пожаров и ударов молнии. Святая Агата — это небесная защитница от огня. Верующие часто бросают в огонь освященные в ее день хлеб и соль, чтобы охранить свои жилища от бушующего огня. Начиная с этого церковного праздника в самый разгар католического Карнавала, вводятся некоторые ограничения в пище, верующие готовятся к Посту. Благовещение Праздник, отмечаемый католиками 25 марта, а православными 7 апреля по новому стилю, установлен в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа и о том, что Она избрана стать "благословенной между женами". Праздник Благовещения является одним из древнейших в христианстве. О древности его свидетельствуют в своих поучениях на этот праздник Отцы Церкви 3-4 веков: Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др. Благовещение выпадает либо на дни Великого поста, либо на неделю пасхальных торжеств (Светлую седмицу). В зависимости от этого праздник каждый раз имеет особую литургию. Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху (такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется. Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства. Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее; Католическая Церковь после 2-го Ватиканского собора вернула ему более раннее название - «Благовещение Господне» (русские католики, ввиду непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»). День святых апостолов Петра и Павла Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру. Этот праздник сначала был введен в Риме, епископы которого по учению Западной Церкви считаются преемниками апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах. Петр (первоначальное имя Симон) занимался рыбной ловлей и был призван Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем. Петр получает предназначение стать «основанием» церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. Согласно учению Римско-католической церкви, это наречение (и особенно слова о «ключах от Царства Небесного») указывает на то, что Петру была вручена реальная власть и юридические полномочия и что эти полномочия - в силу того, что церковь будет существовать до скончания времен, - должны быть переданы его преемникам. Петр был первым из апостолов, кому Христос явился после своего воскресения. После смерти Христа Петр занимался проповеднической деятельностью. В Католической Церкви согласно положению Петра как «главы апостолов» и преемника Христа, существует учение о примате Римского Папы как единого главы церкви. Павел (до крещения Савл), первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Его воззрения сыгрыли огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии. Павел родился в малоазийском г. Тарс в фарисейской семье. Ревнитель еврейского закона, Савл жестоко преследовал христиан, считая, что это вредное еретическое учение. Испытав чудесное видение на пути в Дамаск, Савл принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников. Павел почитается церковью как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру Христову в один день (67 г. н.э.) в Риме. Павел, как римский гражданин, «усечен мечом» (т.е. обезглавлен), Петр распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли «стремглав» (то есть вниз головой). Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора св. Петра. Преображение Господне Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа. Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус, направляясь в Иерусалим вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом, остановился на ночлег на горе Фавор. Уставшие апостолы уснули, а Иисус продолжал молитву. Во время молитвы и произошло его преображение - лик засиял как солнце, а одежда сделалась белой. С преобразившимся Христом беседовали явившиеся ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Пророки вещали Христу о том, что его ждет в Иерусалиме. От разговора проснулись трое апостолов и увидели своего учителя в ярком свете. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте". Ученики испугались всех этих неожиданных чудес и упали ниц. Тогда Христос подошел к апостолам, тронул каждого за плечо и сказал, что они могут вставать и не бояться. Когда ученики подняли глаза, они увидели Иисуса в Его прежнем облике, а облако и ветхозаветные пророки уже исчезли. Спускаясь с горы, Христос запретил рассказывать об этом событии до того, как Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Преображение имеет глубокий символический смысл - христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека, в Преображении Христа показано то новое, благодатное состояние, которое мир обретет с Воскресением Христа. Традиция этого праздника тянется с IV века н. э., когда Святая Елена, мать царя Константина Великого, построила храм на горе Фавор в честь Господнего Преображения. С этого времени праздник торжественно отмечается Восточной Церковью под названием Преображение Господне. В католической церкви этот праздник введен с XV века. Первоначально Преображение отмечали в феврале, однако это было не слишком удобно - праздник часто выпадал на время Великого Поста, а столь радостное событие как Преображение не сочеталось с духом поста и покаяния. Тогда праздник был перенесен на 6 августа. Причина такого переноса в том, что согласно христианскому вероучению преображение произошло за 40 дней до смерти Христа, а 14 сентября (на 40 дней позже 6 августа) отмечается Воздвижение Честного Креста - в память Христовых страданий и смерти. Празднование Преображения продолжается 9 дней, с 5 по 13 августа. В этот праздник по древнему церковному обычаю совершается освящение первых плодов (злаки, виноград или яблоки). Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии Праздник посвящается воспоминанию кончины Божией Матери и Ее телесного вознесения на небеса. Праздник Успения восходит к первым векам христианства и в IV веке уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день византийским императором Маврикием над персами. На Востоке и на Западе этот праздник имеет различные названия. Греки называли его «koimesis» - «погружение в сон» (церк.-слав. - Успение). На Западе закрепилось латинское название «assumptio» - «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу». Ранние христианские памятники содержат различные, и зачастую противоречивые сведения о том где, как долго и как жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа. Также не точны сведения о кончине и погребении Богородицы. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы а ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Как повествует предание, в день кончины Девы Марии все апостолы были чудесным образом перенесены на облаках из разных стран земли в Иерусалим. Сам Иисус Христос с ангелами и святыми явился встретить душу Своей Матери. Согласно желанию Богоматери ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины, но тела Девы Марии в гробнице уже не было. Согласно христианскому вероучению, после своей кончины Дева Мария была телесно вознесена на небеса, как царица предстала перед Сыном и, приняв под свое покровительство весь человеческий род, ходатайствует за него перед Богом. Праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный (Успенский) пост с 1 по 14 августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно - в Иерусалиме, в Гефсимании). В этот день существует традиция приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне в знак благодарения. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией. День Всех Святых Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших - День Всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября) следуют один за другим. Праздник имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самбэйн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим - сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа), проходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать в потустороннем мире. Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника - Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов. Такое совпадение дат способствовало сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) - таково было его искаженное староанглийское название, так что "Хэллоуин" - это не более чем "Канун Оллхолуиса". При этом языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш. Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день 609 (по другим источникам 910 г.) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был перенесен на 1 ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года). Почитание мертвых является неотделимой частью истории человечества уже с самого ее начала. Оно входит органичной составляющей в верования как первобытного, так и современного человека. Проявления его разнообразны. С одной стороны это почитание, вера в охранительную силу духов умерших предков, с другой стороны боязнь их мести. Католическая религия считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. День поминовения усопших основан на догмате католицизма о чистилище. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но находится в чистилище и обязан очиститься от грехов. Сократить срок очищения могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих и помнящих об усопших. День поминовения усопших был установлен аббатом Одило Клюнийским в 998. Поминать усопших начали уже в раннее средневековье. Под влиянием Клюнийской реформы этот обычай очень скоро распространился. В это день католики отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи. Католическое Рождество Является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, государственный праздник в более чем 100 странах мира. Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 в. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием. Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате(25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния. Рождество Христово имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника воспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина. В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п. Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости и др. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. |
|
||
Добавил: Нехристь | Просмотров: 1637 | Нет комментариев |