Регистрация
Грешники
I <3 Dark Shelter


Категории
Пантеоны богов
Мифические существа
[ здесь вы сможете прочесть информцию о существах, описанных в мифах и легендах. Существах с неистовыми способностями и нереальной силой. Выдуманны или реальны - вам решать ]
Мифические, волшебные народы
Животные в мифологии
Растительная мифология
Мифологический уголок
[ Отдельный Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира ]
Герои мифов и легенд
Звездная мифология
Артефакты
Магические, мифологические и священные предметы
Смерть
[ ... ]
Плебисцит
Какой атрибут, наиболее, привлекает вас в неформалах?

Результат 257 Все опросы
Статистика
Statistik:

Online:
In Hell: 1
Грешники: 1
Демоны: 0

В Приюте:
Прихожая » Библиотека » Мифология » Пантеоны богов
При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter
ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!

Абунданция - богиня изобилия, считалась спутницей Цереры, олицетворяла извечное стремление людей к богатству и процветанию; ее изображали с рогом изобилия, из которого сыплются золотые монеты.

Аврора - богиня утренней зари, кроткая и очень нежная как бутон розы. Сравнивается с греческой Эос и полностью идеинтична своими функциями ей.

Аквилон - бог северного ветра, соответствует греческому Борею.

Амур - бог любви, соответствует греческому Эросу (Эроту).

Анна Перенна - богиня года, дающая долголетие, счастье и здоровье. Ее чествовали ранней весной, когда устраивалось веселое празднество. Позже ее считали сестрой Дидоны, Анной, которая бежала из Карфагена в Италию к Энею и, спасаясь от преследования его жены, бросилась в реку. В память об этом ее стали почитать нимфу реки Нумиций.

Астарта - богиня любви и плодородия у финикийцев, которые жили колонниями на берегах Средиземного моря. Вместе с финикийским алфавитом в Древнюю Грецию пришли и мифы об Астарте. В Греции Астарта отождествлялась с Афродитой. У той и у другой богини был один и тот же возлюбленный Адонис. В Древнем Риме Астарту сближали с богиней Венерой и с одноименной планетой. Однако раньше финикийцев этой богине поклонялись в Вавилоне, там ее называли Иштар и связывали с Луной, а не с Венерой.

Бахус - древнеримский вариант бога Диониса. Греки назывли его Вакх.

Беллона - мать (вариант - сестра или кормилица) Марса, воинственно настроенная богиня, властительница подземного царства. В честь нее в V в. до н.э. был построен храм, перед храмом на площади происходила церемонияобъявления войны: жрец бросал копье на место, которое символически считалось вражеской территорией.
С 1 в. до н. э. Беллона была отождествлена с каппадокийской богиней Ма, и культ её принял оргиастический характер. Римским гражданам в то время участие в нём воспрещалось. Служители Беллоны вербовались из чужеземцев. Особенно культ Беллоны одновременно с другими восточными культами распространился в Римской империи в 3 в. н. э. Жрецы Беллоны (беллонарии) носили чёрное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры.

Бона деа - мать ("добрая богиня"), имя которой запрещалось называть. Священнодействия в честь Бонны деа отправлялись в мае в её храме на Авентине, в декабре - в доме высшего магистрата, жена которого приносила богине жертвы от всего римского народа. В священнодействиях участвовали весталки и замужние женщины, присутствие мужчин исключалось (проникший во время праздника Бонны деа в дом верховного понтифика Юлия Цезаря П. Клодий в 62 до н. э. был обвинён в святотатстве). Бонна деа отождествлялась с учёной дочерью Фавна, принявшей вид змеи, чтобы избежать кровосмесительной связи с отцом, с матерью-землёй, Юноной, Гекатой, Опс. Она связывалась с лесом, растительностью, особенно целебными травами, магией. Культ Бонны деа был наиболее широко распространён среди низших классов, из которых часто выходили её служительницы - министры и магистры. Эпитеты Бонны деа: "полевая", "кормилица ", " целительница ", покровительница сельской общины - пага, отдельных имений и местностей и вместе с тем "могучая", "светоносная", "небесная", "царица". Иногда Бонну деа объединяли с богом лесов и усадеб Сильваном. Ей посвящались рощи, часовни с очагами, зеркала как орудия колдовства. Изображалась с рогом изобилия и змеями.

Бубона - богиня рогатого скота, напоминающая Эпону, богиню коневодства, покровительницу коней, мулов и ослов, которой поклонялись в Галлии. Ее изображали на коне с цветами или плодами в руке. Многие воины возили ее изображение с собой в походы.

Ватикан - божество первого крика ребенка и зарождения речи. Каждое действие новорожденного, имело своего бога.

Вейовис (Ведиус, Veiovis, от ve - отрицание и lovis - Юпитер) - бог подземного царства, который противопоставлялся небесному богу Юпитеру и трактовался равным ему. Первый храм, посвященный Ведиусу, воздвиг Ромул. В Храме была статуя бога в виде вооруженного стрелами юноши с козой у ног. Позже культ Вейовиса не получил широкого распространения, больше поклонялись Диспатеру.
Иногда интерпретировался как Юпитер подземного царства. Культ Вейовис пришёл из Альбы; в период конца республики ему был посвящён членами рода Юлиев, покровителем которого он считался, алтарь «по альбанскому ритуалу». В роще, предназначенной для убежища, Ромул основал храм Вейовис. Его статуя в храме изображала вооружённого стрелами юношу с козой (хтоническим животным) у ног. По иконографическим признакам отождествлялся иногда с Аполлоном. Широкого распространения культ Вейовис не имел и был вытеснен культом Диспатера.

Венера, (Venus, род. п. Veneris) - богиня любви, садов, плодов, "милость богов", позднее была отождествлена с Афродитой, считавшейся прародительницей легендарного отца всех римлян Энея. Венера имеет сына Амура и своего возлюбленного Адониса. В последний период существования Римской империи ее стали отождествлять Исидой или Астартой (Иштар).
По некоторым предположениям, первоначально персонификация абстрактного понятия «милость богов» (venia). С распространением предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян. Большое влияние на распространение культа Венеры в Риме оказал знаменитый сицилийский храм Венеры на горе Эриксе, откуда было заимствовано почитание этой богини как В. Эруцины. Особую популярность Венера приобрела в 1 в.до н. э., когда её покровительством пользовались: Сулла, считавший, что Венера приносит ему счастье (отсюда её эпитет Felix), и сам принявший прозвище Эпафродит; Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице; и особенно Цезарь, считавший её прародительницей Юлиев (В. Genetrix). Другие её эпитеты: «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая» (по преданию, в память самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов. У писателей Венера - прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. распространение получил культ Венеры и Адониса - её погибающего и воскресающего любовника. В астрологии большую роль играла планета, названная именем Венеры, определявшаяся как «милостивое ночное светило, муж или женщина».

Вертумн (Вортумн) - первоначально этрусский, а затем римский бог круговорота природы. Его статую перенесли из города Вольсинии в Рим, день его почитания приходился на 13 августа. Из храма выносили статую молодого человека в пурпурной тоге .В Риме Вертумн почитался как бог садов; римляне верили, что он может принимать любой облик; так, однажды он превратился в старую женщину и пришел уговаривать Помону, богиню плодов, выйти за него замуж» Его власть в мире богов толковалась очень широко, он считался богом всяких перемен: во временах года, в жизни растений, плодов, в настроении людей, в их облике.

Веста, (Vesta) — богиня священного очага города, общины или дома. Соответствует греческой Гестии. В Риме был храм Весты, его жрицы, весталки, избирались из числа девочек 6 —10 лет, принадлежащих к знатным родам, и в течение 30 лет должны были сохранить девственность. Если это правило не выполнялось, весталку могли живой замуровать. В обязанности жриц Весты входило поддержание огня, как символа устойчивости и надежности. Если огонь потухал, то это считалось дурным знаком. Только раз в году в первый день нового года огонь специально тушили и зажигали вновь трением дерева о дерево, а потом передавали в новые города, общины, колонии. Позднее Весту отождествляли с земным шаром, наполненным внутри огнем и неподвижно висящим в космосе.
Культ Весты, восходящий к древнейшим индоевропейским традициям, один из исконных в Риме, был тесно связан со святынями города: палладием,привезённым Энеем и хранившимся в храме Весты как залог мощи Рима, и регией - жилищем царя. В частных домах Весте посвящался вход в дом - вестибул. Впоследствии Весту отождествляли с неподвижно висящим в космосе и заключающим в себе огонь земным шаром, с огнём как чистейшим элементом , её причисляли к пенатам Рима, т. к. магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и Весте. Изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.

Виктория, (Victoria, «победа») - богиня победы, называвшаяся сначала Вика Пота, аналогична греческой богине Нике; в Риме был храм, посвященный Виктории, на Палатине и алтарь в курии сената, воздвигнутый при Августе. В надписях и на монетах эпохи империи Виктория изображалась обычно как олицетворение победы того или иного императора в войне.

Виртута (Виртус, Virtus)- богиня воинской доблести, спутница Марса, разделяла один храм вместе с Гонором, богом чести и славы.
Тесно связана с Гонор - почестью, служащей наградой за доблесть. В период империи почитается в основном Виртус (добродетель) правящего императора (судя по надписям и изображениям на монетах).

Вулкан, (Vulcanus или Volcanus) - бог очистительного и разрушительного огня, защищал от пожара, впоследствии отождествялся с греческим Гефестом (отсюда обычай сжигать в его честь оружие побеждённого врага). В Риме каждый год в августе устраивались праздники в честь Вулкана - вулканалии.
Вулкан имел своего жреца-фламина и праздник Вулканалий . Ему был посвящён священный участок Вулканаль. Введение культа приписывалось Титу Тацию. Вместе с Вулканом почиталась богиня Майя (Маестас), которой приносил жертву фламин Вулкана в первый день мая. Впоследствии Вулкан почитался как бог, защищавший от пожаров, вместе с богиней Стата Матер, имевшей ту же функцию. Соответствует греческому Гефесту, но связь его с кузнечным делом в Риме не прослеживается, тогда как на Рейне и Дунае отождествлялся с местными богами-кузнецами. Вулкан играл известную роль в магии: ему приписывалась способность на десять лет отсрочивать веления судьбы.

Гений, (genius, от gens, «род», gigno, «рождать», «производить») — первоначальное божество — основатель рода, а затем бог мужской силы, олицетворение внутренних способностей мужчин.
Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения. День рождения римского гражданина отмечался как праздник в честь его гения, в этот день приносились бескровные жертвы. Своего гения имели также семьи, города, общины и даже целые народы. Иногда предполагалось у человека два гения — добрый и злой. В таком качестве гений соотвествовал у греков демону. Предполагалось, что гений появлялся в виде змеи.
Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи гениям господ и патронов по формуле: «гении нашего Гая», «гении нашего Марка» и пр. Клятва гениями господина считалась самой священной для раба. Постепенно гений, рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два гения - добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. В таком качестве гении соответствует греческому демону (у Апулея в сочинении «О боге Сократа») и занимает значительное место в позднейшей демонологии. Считалось, что гениев имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно Сервию, не было места без гения], корпорации, воинские части и т. д. Посвятительные надписи таким гениям многочисленны по всей империи. Предполагалось, что гении появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. В эпоху империи особое значение приобрёл культ гениев Рима и императора. Последний был введён Августом, присоединившим свой гений к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространённым. Клятва гением императора считалась самой священной, и нарушение её приравнивалось к оскорблению величества. Гению Рима был посвящён на Капитолии щит с надписью «или мужу, или женщине», поскольку имя и пол гения - хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги.

Гонор - бог почести, которая служит за доблесть и мужество.

Грации - богини добра, радости и юности в римсокй мифологии, соответствующие греческим харитам.

Диана (Феба, Diana) — богиня растительности, покровительница диких зверей, родовспомогательница, олицетворение Луны-Селены; была отождествлена с Артемидой и Гекатой, называлась, по словам Тривия, "богиней трех дорог", так как ее изображение устанавливалось на перекрестке дорог, это был также знак тройной власти: на небе, на земле и под землей.
Особенно известны святилища Дианы. на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Диана Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми. Диана. считалась богиней - покровительницей Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царём Сервием Туллием был основан на Авентине храм Дианы, ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян, плебеев и рабов; годовщина основания храма считалась праздником рабов - servorum dies . Это обеспечило Диане популярность среди низших классов, составлявших многочисленные коллегии её почитателей, из которых особенно известна благодаря сохранившемуся уставу коллегия Диана и Антиноя в Ланувии. С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил её рога в храме. Диана считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини - «хозяйки леса», богини-матери, подательницы растительного и животного плодородия.

Диес

Дискордия - богиня раздора. Она соответствовала греческой богине Ириде.

Диспатер - (Dispater) - бог, повелитель подземного царства. Соответствовал в некоторых районах греческому Аиду.
Ему были посвящены устраивавшиеся раз в сто лет т. н. секулярные игры с искупительными ночными жертвоприношениями (первые проводились в 249 до н. э.); особенно торжественно (вместе с празднествами в честь Аполлона и Дианы) они отмечались в 17 до н. э. Августом.

Как — сын Вулкана, огнедышащий разбойник-великан. Как был местным римским божеством, позднее его культ слился с культом Геркулеса. Древнеримские поэты изображали Кака чудовищем, полузверем, убивающем всех, кто проходит мимо его пещеры на Двентинском холме в Риме. Имя Кака заимствовано из греческого языками означает "дурной", оно соответствует и облику, и его поведению.
Как, согласно римской мифологии, —похититель быков и коров из стада, приведенного Геркулесом с края земли от Гериона (в греческой мифологии в описании десятого подвига Геракла этот эпизод отсутствует).
Геркулес пригнал герионов стадо в Италию, на берег Тибра. Здесь он оставил животных на тучных лугах покормиться, а сам прилег отдохнуть. Обитавшему неподалеку Каку понравились дивные могучие быки, и он решил часть из них загнать в свою пещеру. Чтобы хозяин по следам не нашел их. Как брал быков за хвосты и тащил их в пещеру задом наперед.
Геркулес, проснувшись на заре, взглянул на стадо и увидел, что многих быков не хватает. Пошел посмотреть в ближайшую пещеру, не забрели ли туда, но следы указывали в противоположную сторону. Не разобравшись в этом Геркулес собрал оставшихся животных и погнал прочь от этого странного места. Угоняемые коровы стали мычать, а запертые в пещере ответили им. Снова бросился Геркулес к пещере. Как встал на его пути, попытался задержать, но Геркулес ударил его своей дубиной и убил.
Правивший в этой местности царь Эвандр, изгнанный из Пелопоннеса, разобрался в случившейся и признал правым Геркулеса. Царь повелел соорудить на Авентинском холме святилище героя, которому, он знал, суждено стать божеством.

Календария — богиня начала каждого месяца.

Камены (Camenae) - божества водных источников, позже отождествлялись с греческими музами. Каменам была посвящена роща у Капенских ворот Рима. Эта роща орошалась ключом, который бил из темной пещеры, укрытой в тени деревьев. Камены получали жертвоприношения из воды и молока Из их ручья весталки черпали воду для нужд храма Весты . Не позже начала 3 в. до н. э. Камены были отождествлены с музами, на основании сближения их имени со словом carmen, «песня», или глаголом canere, «петь».

Кармента (Carmenta) - божество пророческих песен, впоследствии отождествленное с вещей матерью Эвандра. Кармента почиталась как пророчица и помощница - покровительница при родах - родовспомогательница. Ей был посвящен храм у подножия Капитолийского холма и алтарь у Карментальских ворот. В честь Карменты в январе, 11 и 15 числа, проводились карменталии - женские празднества.
Её помощницы (или сестры): Прорса и Постворта (получили свои имена от названий двух положений ребёнка при родах). Кармента имела своего фламина и праздник карменталии (впоследствии связывавшийся с отменой запрещения римлянкам ездить по городу в колясках) - carpenta, за что римские матроны посвятили ей храм у ворот в её честь. Имя Кармента производилось также от слова carmen (песня): считалось, что в песнях она предсказывает судьбу новорождённым; Кармента предрекает события, а её сестры Постворта и Антеворта видят как прошедшее, так и будущее.

Карна (Саrnа) - богиня подземного мира, а так же богиня - покровительница внутренних органов человеческого тела. В ее честь устраивался праздник карналии. В праздник ей приносилась в жертву бобовая каша, а могилы родных украшались цветами. По версии Овидия, Карна - нимфа-охотница, заманивавшая влюблённых в тёмные пещеры и затем скрывавшаяся. Её перехитрил, благодаря способности видеть происходящее позади себя, Янус и, став её любовником, даровал ей власть над дверными петлями и колючую ветвь, с помощью которой Карна спасла младенца Прока (царя Альбы) от питающихся внутренностями новорождённых страшных ночных птиц стриг. Считалась также защитницей детей и хранительницей внутренних органов человека.

Квирин - божество, покровительствующее жизнетворящим силам природы, а в дальнейшем — военным действиям. Квирий был особенно почитаем в ранние времена римской истории, еще когда на Апеннинском полуострове жили разрозненные млемена: сабины, латины, оски, умбры и др. Народы в эпоху племенной организации поклонялись разным силам природы — земле, огню, воде и т. п. В те времена (для римской истории это VIII — VI вв. до н. э.) люди верили, что весь мир вокруг, все природные явления, все виды хозяйственной деятельности, все чувства и состояния самих людей имеют духов-покровителей или особые божества. Считалось, что за каждым человеком стоит его гений руководит его поступками и умирает вместе с ним. Люди знали, что дом и семью охраняют добрые гениипенаты а семью вне дома охраняют лары. Предполагалось, что существуют божества первого крика ребенка, его первого слова, первого шага, божества страха, стыда и т. п. Все эти божества не имели определенного образа, какой-либо оформленности: просто дух бесплотный или вера неолицетворенная. Постепенно эти духи наделялись именами, объединялись в пары или ставились во главе племени. Латины поклонялись Юпитеру и Марсу сабины считали своим главным божеством Квирина, видя в нем покровителя растений, всех производительных сил природы.
По мере объединения племени на Апеннинском полуострове происходит духовное взаимообогащение народов, в том числе как бза «обмен» божествами. После заключения мирного договора между основателем Рима Рому лом и царем сабинян Татием, Квирин вошел в римский пантеон богов наравне с Юпитером и Марсом. Затем следы Квирина как самостоятельного божества в римской истории теряются. Имя Квирин было присвоено Ромулу после его таинственного Исчезновения на 38-м году его царствования. Несколько версий этого события передает Плутарх.
Одна из легенд рассказывает, что Ромул собрал людей возле Козьего болота за городом. Внезапно солнце затмилось, наступила темнота, поднялся ураганный ветер, началась ужасная гроза. Народ в страхе разбежался, а сенаторы собрались вместе.
Когда разгул стихии прекратился, народ вернулся, стал искать царя, но его нигде не было. Плебеи стали подозревать патрициев в убийстве царя, таккак только они оставались рядом с ним во время грозы. Подозрение это держалось до тех пор, пока некий знатный гражданин Юлий Прокул не вышел на форум и, поклявшись страшной клятвой, объявил, что он встретил Ромула, необычно красивого и высокого. Царь велел передать римскому народу, что он по воле богов основал великий и славный город, а теперьвознесся в свое небесное жилище. Он обещал быть для римлян богом, покровителем Квирином, а граждане великого города должны быть в свою очередь мужественными и благоразумными.
Римляне, по словам Плутарха, поверили этому рассказу и стали молиться Ромулу-Квирину. Таким образом, безличное божество получило личностное воплощение, а царская власть получила божественное освящение.
Ромул-Квирин стал для римлян покровителем военных действий и покровителем народных собраний, в которых участвовали только квириты — римляне, имеющие полные гражданские права.
Один из холмов Рима был назван Квиринальским в честь Ромула-Квирина, здесь был сооружен храм Квирина, Жрецы Квирина наряду с жрецами Юпитера и Марса принадлежали к высшей касте римских жрецов. Постепенно культ Квирина был вытеснен из религиозной жизни Рима.
Ко второму веку до н. э. Квирин в составе римского пантеона не упоминается, а остается только в качестве эпитета в именах римских императоров Антония, Августа V и в качестве эпитета в имени двуликого бога Януса.
Квирин(Quirinus), этимологию имени Квирин связывали либо с названием сабинского города Куры (Cures), либо с сабинским словом quiris ("копьё"). Первоначально Квирин был богом, почитавшимся сабинами на холме Квиринале, вошедшим в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царём сабинян Титом Тацием. Согласно исследованиям современных специалистов, в основе имени Квирин (как и в основе термина "курия") слово vir, "муж", "гражданин" (ср. coviria, "собрание мужей"); Квирин - бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян "римский народ квиритов" или просто "квириты". Квирин считался ипостасью Марса (в отличие от Марса военного, движущегося, он олицетворяет Марса мирного, Марса в покое), поэтому храм Марса был вовне, храм Квирин внутри городских стен. Видимо, это представление соответствовало взаимосвязи народного ополчения и комиций. Впоследствии Квирин отождествлялся с Ромулом - учредителем важнейших институтов римской гражданской общины; на месте древних комиций была сооружена одна из величайших святынь Рима "гробница Ромула". Взаимообусловленность долга римлян как воинов и как граждан нашла также отражение в связи Квирин с Янусом, храм которому под именем Януса-Квирина как богу, ведавшему войной и миром, посвятил царь Нума Помпилий, связь с Янусом, возможно, отражает взаимообусловленность земного (регулировавшегося Квирином) и космического порядка (регулировавшегося Янусом). Фламин Квирин наряду с фламинами Юпитера и Марса принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов. Фламин Квирина участвовал в культе Робиго - божества, отвращавшего от гибели урожай и другие грозившие гражданской общине бедствия, и в культе Акки Ларентии как благодетельницы римского народа. В более позднее время культ К., оттеснённый культом Юпитера и Марса, особой роли не играл.

Кибела — фригийская богиня плодородия, материнства, создательница богов, людей и зверей. Почитание Кибельы было заимствовано греками и римлянами из Малой Азии, которые назвали ее Великой матерью. Греки отождествляли ее с богинями Геей и Реей, а. римляне с богиней плодородия Опс. В конце 3 века до н. э. римляне привезли из Фригии культовый символ богини — черный камень,и некоторое время спустя построили храм Кибеле на Палатинском холме. Изображали ее с чашей, символизирующей изобилие, тимпаном, призывающим своими звуками к веселью, в окружении корибантов и диких зверей. Считалось, что богине подвластен и потусторонний мир, поэтому ее часто изображали на саркофагах. Празднества в честь Кибелы носили характер оргий, во время которых жрецы богини (галлы), впадая в неистовство, наносили себе увечья. Сыновьями Кибелы считали Мидаса и Марсия. Жрецом и возлюбленным богини был Аттис. Кибела из ревности наслала на него безумие, и юноша оскопил себя.

Конкордия (Concordia) - богиня Согласия. В Риме персонифицированное и обожествлённое понятие согласия, понимавшегося как согласие между гражданами, народом и сенатом, в эпоху империи - между императорами и их соправителями. Первый храм Конкордии был открыт на Форуме в 387 до н. э. М. Фурием Камиллом по случаю примирения патрициев и плебеев, затем отремонтирован и снова посвящён Конкордиии после подавления движения Гракхов (как об этом сообщает Аппиан в «Гражданских войнах»), а затем Тиберием в знак согласия в императорской семье. Другие храмы Конкордии сооружались по аналогичным случаям (напр., в 44 до н. э. в память достигнутого при Цезаре согласия между гражданами после окончания Гражданских войн). В эпоху империи Конкордия с эпитетом Августа (как воплощение согласия в войске, между провинциями и Римом и пр.) часто изображалась на монетах и имела святилища в разных частях римского мира.

Конс - божество собранного и упрятанного в подземные хранилища зерна. Подземные святилища Конса открывались 21 августа и 15 декабря, в праздник консуалий. В эти дни приносились жертвы, украшались венками лошади, мулы, устраивались состязания пастухов.
Конс (Consus), один из древнейших римский аграрных богов, почитавшихся вместе с богиней Опс, страж зерновых запасов, убиравшихся на зиму в подземные хранилища. Его закрытый подземный алтарь открывался только дважды в год (21 августа и 15 декабря) в праздник консуалий. По преданию, во время консуалий были похищены дочери приглашённых Ромулом на праздник сабинян. Впоследствии консуалий слились с праздником "конного" Нептуна, а сам Кjyc по созвучию его имени со словом "совет" (consilium) считался богом добрых советов.

Куба - божество перенесения ребенка из колыбели в обычную, уже взрослую кроватку.

Купидон - олицетворение "сильной страсти". Соответствует так же Амуру и греческому Эроту.

Лары (Lares) — древнейшие этрусские божества, в римскую мифологию перешли как духи-покровители, духи-хранители всех сфер жизни. В доме различались лары членов семьи, лары прислуги, лары домашнего очага. Домашние, фамильные лары почитались наравне с пенатами и Вестой. Их изображения стояли в каждом доме у очага. Считалось, что это обожествлённые души предков, покровительствующие своему дому, своей семье.
Лары в доме выполняли множество дел. Из того, что их одевали в собачьи шкуры, можно сделать вывод, что они, подобно верному псу, должны были стеречь дом, быть страшными для посторонних и ласковыми для хозяев и всех домочадцев. В то же время в задачу домашних ларов входит вынюхивание опасностей, преследование дурных людей. Лары были хранителями, и совестью дома.
Люди в Древнем Риме полагали, что лары охраняют морские пути, дороги, сельские поместья и угодья. Историки сообщают, что в 7 году до н. э. в Риме на скрещении дорог стояли две человеческих фигуры в собачьих шкурах — лары этого перекрёстка.
Кроме того, ларами называли прародителей, родоначальников. Так ларом Лавиния, города южнее Рима, считался легендарный Эней, который основал этот город и назвал в честь своей жены. В качестве лара Рима почиталась Акка Ларентия , кормилица Ромула и Рема. В её честь в апреле праздновался праздник Ларенты.
Фамильные Лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря Ларов и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа Ларов.
Как покровителей соседской общины и добрососедских отношений Лары почитали на перекрёстках (compita, компитальные Лары), где сооружались святилища с числом отверстий, равным числу примыкавших к перекрёстку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов. Возможно, этот ритуал восходит к практике человеческих жертвоприношений Ларам как хтоническим божествам, отсюда их неясная связь с хтонической Ларентой-Ларундой. Манией и иногда отождествлявшейся с ней матерью Ларов, получавшей в виде жертвы бобовую кашу. Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним Ларам и компитальным Ларам. Компиталий, в которых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником, связывавшимся с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара - Сервием Туллием. Обслуживали культ компитальных Ларов коллегии плебеев и рабов. Август в 12 до н. э. реформировал культ Ларов, образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и других городов, и соединил с культом своего гения. Однако в домах и имениях Лары продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изображались фамильные и соседские Ларыв виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители).
Своих Ларов имела и римская гражданская община в целом. К ним как хранителям и защитникам наряду с Марсом обращалась коллегия жрецов - арвальских братьев, при ритуальном очистительном обходе территории города. Греки отождествляли Ларовс героями, культ которых, возможно, ранее существовал в Риме. В пользу такого предположения говорят: надпись 4 в. до н. э„ посвящённая «лару Энею» (т. е. герою Энею); толкование Ларов как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетельных, могучих мужей, ставших богами. В провинциях Лары отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. Некоторые современные исследователи связывают Ларов с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков.

Латона

Либер (Liber) — бог оплодотворения, отождествлённый позднее с Вакхом. Либер был особенно почитаем низшими слоями римского населения, плебеями. В конце V века до н. э. в Риме возле Большого цирка греческие мастера построили храм, где плебеи могли молиться своим богам, в том числе Либеру и Либере. Патриции почитали своих богов в храме на Капитолии.
После уравнения сословий Либер стал почитаться всеми гражданами наравне в такими богами как, например, Марс или Юпитер. В Риме существовал праздник, посвящённый Вакху-Либеру и Церере, так называемые либералии, отмечавшиеся 17 марта. В этот день юноши, достигшие совершеннолетия, получали белую тогу — верхнюю одежду римского гражданина.
Его женская параллель - Либера, иногда отождествлявшаяся с Ариадной. Либеру, Либере и Церере в 494 до н. э. в Риме был построен греческими мастерами храм, ставший религиозным центром плебеев в период их борьбы с патрициями. Эта плебейская триада богов противопоставлялась патрицианской триаде (Юпитер, Юнона и Минерва), почитавшейся в храме на Капитолии (Liv. Ill 55, 7). После уравнения сословий плебейская триада вошла в общеримский пантеон, а Либер стал богом свободных самоуправляющихся городов по созвучию имени Либера со словом libertas, «свобода». В посвящённый Либеру праздник либералий (17 марта) граждане собирались на перекрестках, наряжались в маски из коры и листьев, раскачивали сделанный из цветов фаллос, совершали всякие «веселые непристойности» и пели сложенные сатурнийским размером шуточные песни, ставшие одним из истоков римской комедии. Либер пользовался широкой популярностью во всем римском мире, особенно в конце республики и в период империи, когда боровшиеся за власть политические деятели, а затем императоры отождествляли себя с Либером.-Дионисом, несущим «золотой век». В римских провинциях Либер отождествлялся с туземными богами плодородия и виноградарства.

Либера - богиня плодородия. Когда греческая культура стала распространяться в Риме, римляне приняли к поклонению божесвенную троицу Деметры, Диониса и Коры (Персефоны) под именами Цереры, Либера и Либеры.
Некоторые источники (Овидий, например) сближают Либеру с дочерью критского царя Ариадной, бывшей одно время женой Диониса.

Либитина (Libitina) — богиня мёртвых, смерти, погребения. Либитина вступает в свои права после того, как закончит дуть летний сирокко — южный ветер. В святилище Либитины, находившемся в посвящённой этой богине роще, хранились похоронные принадлежности. По преданию, царь Сервий Туллий приказал вносить в святилище Либитины по монете на каждые похороны, чтобы знать число умерших Впоследствии Либитина слилась с Лубентией и на основе её имени (lubido, "страсть, вожделение") с Венерой.

Луна (Luna) - богиня ночного света. Имела несколько святилищ, одно вместе с богом солнца. Культ Луны был вытеснен культом Дианы. Впоследствии с Луной связывались разные теории в астрологии и демонологии.

Луперк - бог хранитель и защитник пастухов и стад от волков. Олицетворялся с богом Фавном.

Люцина (Луцина) - богиня, покровительница брака и охранительница женщин. В греческой мифологии ей соответствует Илифия. Дочь Юпитера и Юноны. Часто ее отождествляют с самой Юноной или Дианой. В Риме ежегодно замужние женщины 1 марта отмечали женский праздник - матроналии в честь Юноны - Люцины.

Люцифер — бог планеты Венера, утренней звезды, предвестницы наступающего дня. В греческой мифологии ему соответствует Эосфор или Фосфор — светоносен. Сын Авроры и титана Астрия. Несмотря на свою важную роль — ежедневно приносить людям и всей природе свет, ни в греческой, ни в римской мифологии особого значения не имел. В христианстве Люцифер — один из главных ангелов, который был низвергнут за непокорность богу и стал князем ада. В средние века Люцифер — одно из имён сатаны.
В христианской традиции одно из обозначений сатаны как горделивого и бессильного подражателя тому свету, который составляет мистическую "славу" божества. Оно восходит к ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором с исторически актуальными аспектами переплетаются эсхатологические мотивы и царю Вавилона приданы черты языческого демона планеты Венера : "Как упал ты с неба. Денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: „взойду на небо, выше звёзд божьих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней". Традиционная экзегеза относила эти слова к мятежу и падению сатаны. Это нашло отражение в иконографии; например, на фреске 16 в. в трапезной монастыря Дионисиу на Афоне под ногами архангелов, держащих, как знамя, медальон с ликом Христа-Еммануила, простёрта раскинувшая в изнеможении руки фигура с потемневшим лицом и надписью "Денница". Такое "светлое" обозначениесатаны не могло не быть парадоксальным (даже с учётом всей одиозности для христианства астральных культов), тем более что этот же символ употреблялся в совершенно противоположном смысле. В новозаветных текстах Христос именует себя самого: "Я есмь ... звезда светлая и утренняя" (звезду из ветхозаветного пророчества Валаама, интерпретировавшуюся и иудейской, и христианской традицией как мессианский символ). Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию "звезде, являющей солнце" ("Акафист богородице", 6 или 7 в.). В этих случаях, по крайней мере, не употребляется само слово "Денница"; но Ориген (2-3 вв.) применил и его к Иоанну Крестителю: тот предвозвещает Христа, как утренняя звезда предвозвещает солнце. Поэт-символист Вяч. Иванов противопоставлял друг другу два сатанинских начала - Люцифер, "духа возмущения", "силу замыкающую", обожествление личной воли, и Ахримана (Ан-гро-Майнъю), "духа растления", "силу разлагающую", распад личности.

Мания

Маны (Manes) — божества загробного мира или духи умерших предков, покровителей рода. Обычное местожительство манов находилось в глубинах земли. Временами они поднимались оттуда на поверхность, чтобы посетить своих потомков. В их честь родственники приносили жертвы: возливали на алтарь вино, молоко, кровь чёрных овец, .свиней, быков. В древнейшие времена им приносили и человеческие жертвы. Если жертвы манам не приносились, то люди должны были ждать от них всяческих неприятностей. Празднества в честь манов устраивались ежегодно с 13 по 21 февраля. В это время закрывались все храмы, запрещались свадьбы. Каждая семья почитала своих манов особо. Выражение «отправиться к манам» у римлян означало отправиться к предкам, то есть умереть.
В честь манов в дни поминовения приносились жертвы: в Каристии, когда за трапезой собиралась вся родня и якобы присутствовали умершие родственники, на могилы приносили угощения; сами могилы украшались цветами; в паренталии открывался обычно закрытый «камнем манов» (lapis manalis) вход в подземелье - мундус, считавшийся входом в мир мёртвых. Маны, в отличие от лемуров, назывались добрыми богами, но и они вызывали опасения; с ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылавшая безумие, иногда отождествлявшаяся с матерью ларов, так же как впоследствии сами маны, интерпретировавшиеся уже как души умерших, сливались с ларами и гениями. Маны считались также хранителями гробниц. С конца республики вошло в обычай начинать эпитафии с посвящения манам с просьбой даровать покойному загробное блаженство за добродетельную жизнь.

Марс (Mars), Маворс, Марспитер («отец Марс») — бог войны и покровитель римской мощи. В греческой мифологии ему соответствует Арес. Сын Юпитера и Юноны. Марс — один из самых почитаемых римских богов, в битвах его сопровождали боги-спутники Паллор и Павор («Бледность» и «Ужас»). В древности Марса почитали также как бога урожая, полей, лесов и весны. Его именем назван первый месяц весны — март. Женой Марса была богиня Нериена, а Марса считали отцом Ромула и Рема, основателей города Рима. Их родила ему весталка Рея Сильвия, дочь царя Нумитора. Римляне поэтому считали, что Марс их любит больше, чем другой народ, и даёт им победы в их частых войнах. В знак своей благосклонности он сбросил им с неба собственный щит, который должен был охранять Рим. В древности было изготовлено много копий этого щита, жрецы носили их в торжественных процессиях по городу во время празднования дня рождения Марса — 1 марта. Однако самым важным праздником в честь Марса была так называемая «суоветаврилия», которая проходила раз в пять лет. Торжества проходили на Марсовом поле, где были в боевом порядке выстроены римляне. По полю трижды проводили свинью, овцу и быка, которых затем приносили в жертву. Этим римский народ очищал себя от грехов и заручался на будущее помощью и защитой Марса. В честь Марса в Риме было сооружено несколько храмов. Самый древний из них, где проводили военные смотры, собрания и решались вопросы объявления войны, находился на Марсовом поле. Именем Марса названа одноимённая планета. До настоящего времени Марс остаётся символом войны.
Марс входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март - первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса»). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от материтри жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане; к Марсу, как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, Марсу приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т. к. вооружейное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя - регии, где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник. Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу. Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог - хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса». В 366 до н. э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад. В центре форума Август посвятил роскошный храм М.-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий - от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, М. Тингс (т. е. бог тинга - народного собрания) на Рейне и т. д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о М. как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Мента - богиня разума. В греческой мифологии ей соответствует Метида. В Риме храме Менты был посторен в конце III века до н.э., а праздники в ее честь отмечались ежегодно в июне месяце на Капитолии.

Печать к форме Мнение о материале

Добавил: Нехристь | Просмотров: 9539 | Нет комментариев

Похожие Пантеоны богов


Добавлять комментарии могут только Демоны Ада.
Занять место в Аду | Вход