Регистрация
Грешники
I <3 Dark Shelter


Категории
Пантеоны богов
Мифические существа
[ здесь вы сможете прочесть информцию о существах, описанных в мифах и легендах. Существах с неистовыми способностями и нереальной силой. Выдуманны или реальны - вам решать ]
Мифические, волшебные народы
Животные в мифологии
Растительная мифология
Мифологический уголок
[ Отдельный Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира ]
Герои мифов и легенд
Звездная мифология
Артефакты
Магические, мифологические и священные предметы
Смерть
[ ... ]
Плебисцит
Ваш возраст...

Результат 280 Все опросы
Статистика
Statistik:

Online:
In Hell: 2
Грешники: 2
Демоны: 0

В Приюте:
Прихожая » Библиотека » Мифология » Пантеоны богов
При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter
ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!

Акер - бог земли, покровитель мертвых, одно из древнейших божеств. Называют также Акеру (множественное число от Акер) и считается воплощением "духов земли" - змей. Иногда изображается в виде льва. В «Текстах пирамид» имя Акера пишется с детерминативом «полоски земли».

Амамат — чудовище, совмещавшее черты крокодила и льва (чаще всего изображалось в образе льва с головой крокодила). Считалось, что Амат обитает в Дуате (подземном царстве). Амат часто фигурирует на сценах суда Осириса в качестве «пожирателя душ», пожирающего грешников. Когда Анубис взвешивал на весах сердца умерших в Зале Двух Истин, тех, чьи сердца оказывались тяжелее страусиного пера Маат, Амат пожирала.

Амон - Уже в "Текстах Пирамид" Амон вместе со своей женой Амаунет упоминается как древний бог (прабог). Но только с 11-й династии он появляется в качестве бога Фив. Египтяне толковали его имя как "скрытный", он был невидимым дуновением воздуха. Также можно думать, что в связи с ивийско-берберийским словом "аман", т.е. вода, Амон как древний бог созидания одновременно почитается в образе гуся. Его священным животным как правило считается баран с закрученными рогами .Дальнейшей формой изображений в виде животного является змея, причём бог имеет прозвище Кематеф ,т.е. "тот, который завершает своё время". Как бог столицы Фивы Амон приобрёл в период Нового царства положение бога страны, который Амон-Ра воплощал сущность бога Солнца. И наконец его считали богом," который остаётся во всех вещах", как и душа "ба" во всех явлениях.

Анджети - бог города Бусириса (древнеегипетский Джеду). Изображался в облике человека, стоящего на знаке нома, с двумя перьями на голове, с посохом и плетью (или хлопушкой) в руках. Анджети рано был отождествлен с Осирисом, на которого были перенесены атрибуты Анджети Посвящ. Анджети столб "Джед" стал фетишем Осириса.

Анукет - богиня, дочь Хнума и Сатис, владычица Сехеля - одного из островов архипелага в районе первого нильского порога. Почиталась в Верхнем Египте и в Нубии. Священное животное Анукет - антилопа (газель). В обращённом к ней гимне говорится: "Ты приводишь реку и оплодотваряешь землю твоим именем".

Анубис - - бог царства мертвых, изображался в виде черного лежащего шакала или собаки. Он взвешивает сердца на Суде мёртвых. Вначале он почитался как главный бог подземного мира. Современем многие функции Анубиса перешли к Осирисe. За Анубисом же сохранилась важная роль в погребальном ритуале: обеспечение успешной мумификации покойного. На умершего надевалась маска Анубиса и он считался в это время самим Анубисом. Последний превращал покойного в ах, душу, загробное блаженное воплощение человека.Ночью Анубис охранял мумии от злых сил. В поздних мифах Анубис играет значительную роль в мифе об Осирисе, выступая одним из победителей врага Осириса - Сета.

Апис - Среди почитаемых богов в образе быка в стране Нила Апис-наиболее значимый. Первоначально считавшийся символом плодородия, он позже приобрёл и другие характеристики. Через своё культовое место в Мемфисе он соприкасался с богом города Мемфиса Птахом, чьим посланцем он был и, в конце концов, стал "прекрасной душой" Пта, которая показывается на земле в образе этого животного. После своей смерти Апис входит в бога Осириса, с этого времени говорят об Осирисе-Аписе (Серапис) Апис стал богом мёртвых.

Атон - прежде всего олицетворяет Солнце как звезду. Позднее на видимый диск солнца смотрели как на форму проявления бога Ра; о боге Солнца говорят: "Его тело - это Атон". Уже при Тутмосе IV солнечный диск персонифицируется- Атон сам есть бог Солнца. Царь Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон (т.е. "Это нравится Атону"), возвысил Атон а до единственного божества и мифологизировал его образ. В первые пять лет правления Атон изображался в виде человека с головой сокола (следовательно, как до тех пор Ра-Хорахти города Гелиополя), ему соответствует ещё солнечный диск, руки-лучи которого кончаются ладонями и держат бант жизни.

Атум - Бог-созидатель Гелиополя - это вполне умозрительный образ. Он является персонификацией хаоса, из которого вышло всё сущее. Он "самовозникающий"; перед тем. как небо отделилось от земли, он был "единым хозяином". В "Текстах Пирамид" он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, который, по видимому, появляется из-под земли, если о нём подумать. Атуму посвящён большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное. В "Книге мёртвых"(гл.175) Атум говорит Осирису о конце света, что всё созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею. Атум зачал с помощью самосовокупления первую супружескую пару богов Шу, дуновение ветра, и Тефнут, сырость. Участвующая в самосовокуплении рука персонифицировалась как женский элемент Атума; "Атум и его рука" появляются на гробах Гелиополя как супружеская пара богов.

Ах(Ц), букв. «блаженный, просветлённый»), в .египетской мифологии один из элементов, составляющих человеческую сущность, загробное воплощение человека. Согласно «Текстам пирамид», где впервые упоминается этот термин, в Ах превращается фараон после смерти. Начиная с эпохи Среднего царства считалось, что Ах становится, после совершения специального обряда, каждый умерший. Ах и тело человека мыслились едиными в своей сущности, но Ах принадлежит небу, а тело земле. Боги и цари имели несколько Аху, обычно семь. Изображался А в виде хохлатого ибиса. Аху (множ. ч. от Ах) — низшие божества, посредники между богами и людьми; в коптских текстах аху назывались демоны.

Аш - - бог Ливийской пустыни, один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Священное животное Аш - сокол. Изображался в виде человека с головой сокола и торчащим на ней пером, что напоминало головной убор ливийских воинов. В последствии его культ слился с культом других богов пустыни - Сета и Ха (олицетворения ливийской пустыни).

Ба — жизненная сила человека, его душа, продолжающая существовать после его смерти. Выполняя все физические функции человека, она может отделяться от тела и свободно передвигаться в пространстве. Изображалась в виде птицы с головой человека. В качестве ба богов часто выступали священные животные или другие боги.

Бастет - - богиня радости, любви и веселья. Первоначально почиталсь как дочь Ра, его Око, а также отождествлялась с богинями - львицами (Тефнут, Сахмет и др.) Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Священным животным Баст (Бастет) счталась кошка. Празднества в честь Баст сопровождались музыкой и разнузданным весельем.
Богиню, особенно почитаемую в Бубастите. Из надписи Рамзеса IV мы узнаем, что во время праздника Баст было запрещено охотиться на львов. Богиня считается матерью бога Мизюзиса "дикого" львиного бога,который имел прозвище "Господин резня". Во времена Среднего царства в качестве священного животного Бастет выступает кошка; начиная с Нового царства она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе становится глазом луны. "Яростные" качества раннего периода передаются богине Сахмет, которая тем самым становится отрицательной, разрушительной половиной Баст.
Сын Бастет - Махес. Бастет отождествляли с Мут, а также с почитавшимися как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока. Геродот (II, 60) сообщает о ежегодных торжествах в честь Баст, сопровождавшихся пением и плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.

Бебан

Бену - бог в виде цапли. Почитался в Гелиополе. Согласно мифу, Бену появился на возникшем из водного хаоса камне-обелиске «Бенбен», что знаменовало начало сотворения мира. Эпитет Бену — «тот, который из себя возник» («бен» означает «возникать»). Фетиши Бену — камень «Бен-бен» (являющийся также фетишем Ра) и дерево «Ишед» (на котором находится дом Бену). Бену считался ба (душой) Ра, впоследствии — Осириса и т. о. связан с культом мёртвых.
Древние греки называли Бену - Фениксом.

Бухис - бог в виде черного быка. Матерью Бухиса считалась небесная корова, родившая также и солнце. Отождествлялся с Мневисом, Монту, Амоном-Ра-Монту. Центром культа Бухиса был город Гермонт, где находился некрополь Бухеум, в котором хоронили мумии Бухиса. Бухис достиг наивысшего рассвета при Птолемеях и римских императорах династии Юлиев - Клавдиев и Флавиев (с 4 в. до н. э.).

Бэс (Бес)> - Бэс или Бес - божество, охраняющее человека от бедствий, покровитель семьи. Египтяне верили, что Бэс изгоняет злых духов, помогает при родах. Изображался в виде человека, карлика, кривоногого, с широким уродливым бородатым лицом, искаженным гримасой. Считалось что уродство Бэса отпугивает злых духов. На голове Бэса обычно надета большая тиара из перьев или листьев. Иногда изображался с ножом в руках (Бэс-Аха, "Бэс-воин") или танцующим с музыкальным инструментом (Бэс-Хит, Бэс-Хат, "Танцующий-Бэс", почитавшийся как бог веселья). Нож и музыкальный инструмент в его руках должны были устрашать врагов.

Гарпократ - От египетского слова "гор-па-херд" (Гор - ребенок), так древние греки называли сына Осириса и Исиды. Он изображался в виде ребенка, держащего палец у рта, и символизировал молчание. Позже Гарпократа считали богом молчания. Иногда его изображали мальчиком, сидящим в короне на бутоне лотоса с рогом изобилия в руке; в жертву ему приносили первые овощи, цветы лотоса и рыбу.

Геб - это персонификация земли. В "Текстах Пирамид" говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли, он носит растения, которые растут у него на спине; также из него вытекает вода. Согласно древнему мифу, Геб с богиней неба Нут породил Солнце. Таким образом, он становится "отцом богов"; свою земную власть он передаёт сначала Осирису, затем Гору и наконец, царю, которого поэтому называют "наследником Геба". Как все космические боги, Геб изображается в образе человека; его знак, правда, гусь, его дочь Исида также один раз названа "яйцом гуся". Можно также встретить изображение Геба с гусем на голове; кроме того, его головным убором часто является нижнеегипетская корона.

Гор - воплощенное в соколе; изображался как человек с головой сокола или как крылатое солнце - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально это был хищный бог охоты, впивающийся в свою добычу. Позже он считался сыном Исиды, богом света, борющимся с силами мрака. Его глаза - солнце и луна. Полет его олицетворял смену времен года, а так же дня и ночи, потому что так же первоначально его иногда считали богом Неба, чей образ усматривают в соколе с распростёртыми крыльями.
Уже в начале раннего исторического периода небесный сокол отождествляется с царём. Для народа правитель был формой правления Гора. Имя царя было написано на внутренней стороне "дворцового фасада", на которой восседал сокол (по имени Гор).
Благодаря дуалистической картине мира у египтян Гор получил в своём брате Сете соперника. В борьбе с ним Гор потерял глаз; в конце концов два бога объединились во владении страной Нила: обычно Сет представляется как бог Верхнего Египта, а Гор как бог Нижнего Египта. С распространением культа Озириса Гор становится сыном Осириса и племянником Сета; как Хорсиес (греческое обозначение выражения "Гор, сын Исиды") он подрастает в потаенном болотистом месте дельты, чтобы позднее в образе Хорендота отомстить за своего отца Осириса. Дальнейшая форма Гора-это Гарпократ, т.е. "Гор-ребёнок" с мальчишеской косичкой и с пальцем во рту. Важнейшими культовыми городами Гора были Эдфу, где бог почитался в образе крылатого солнца, Ком Омбо, где он, как сын Ра, проходил под именем Хороэриса, и Гелиополь, где он под именем Хорахти считался богом утреннего солнца.

Имхотеп

Исида - Сестра и жена Осириса, разыскивающая останки своего убитого мужа, которые разбросал злобный Сет по всему миру. Исида собрала тело мужа по кусочкам.
Исида способствовала плодородию, материнству, жизни и здоровью, она покровительствовала путешественникам на море, ей приписывают изобретение паруса. В честь Исиды римляне спускали на воду парусное судно, поклонение Исиды у римлян поощрялось государством. Ее считали создательницей небесных светил, воды и ветра. Женщины считали ее своей заступницей, утешительницей в горе. Муки Исиды делали ее покровительницей угнетенных и униженых.
Имя богини, вероятно, означает "сиденье", "трон" и идентично знаку, который она несёт на своей голове. Таким образом, Исида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. На стенках гроба она изображается в человеческом обличье с распростёртыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Исида почиталась как "ведьма-колдунья", которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства.

Кебхут

Маат - богиня миропорядка, истины и справедливости. Почиталась как Око и дочь Ра. Правящий фараон обязан был поддерживать на земле порядок, установленный Маат. Она же ведает и судьбой фараона. В день его коронации она вместе с другими богами записывает имя фараона, даруя ему бессмертие. Кроме того она записывает решение богов, определяющих наиболее крупные события, которые должны произойти в царствование данного правителя. Маат играет важную роль и в загробном царстве. После допроса умершего богами его сердце взвешивали на весах истины. На одну чашу клали сердце человека, а на другую - перо Маат. Если чаши весов уравновешивались, покойный считался оправданным.
Древнейший иероглиф Маат отражает, вероятно, прямизну тронного пьедестала, который, в свой черёд, символически изображал изначальный холм. Образ этой богини сидящей, со страусовыми перьями на голове - в виде куклы фараоны приносили в жертву богам. Это означало, что царь лицетворяет божественный порядок. Нередко упоминаются две богини Маат, которые сравнивались с обеими солнечными ладьями (называемыми "маати").

Мандулис - в мифологии Куша (Древней Нубии) бог солнца. Почитался в греко-римский период на севере страны. Надписи на стенах его храма в Калабаше воссоздают эпизоды египетских солярных мифов, отнесенных к Мандулису, ождествлялись с Ра. Мифу о солнце, ночью совершающее плавание по подземным водам, а утром рождающего вновь, соответствуют два типа изображения Мандулиса: в виде взрослого человека и ребенка. Мандулис вводился в египетскую триаду Исида, Осирис, Гор на место Осириса или Гора - сына Исиды, Культ Мандулиса, отождествлялся с Аполлоном, был распространен в римских войсках, находившихся в Северной Нубии.

Мафдет -, особенно почитавшиеся в древнейшие времена, есть олицетворение судейской власти, прежде всего, инструмента смертной казни. Последний состоял из подъёмной штанги с намотанной вокруг неё верёвкой, крепившей выдвижной нож. На изображениях Мафдет в образе хищной кошки поднимает штангу. Когти богине сравнивались с остриём копья Гора. Но Мафдет не только ужасает грешников, но и борется со змеями. На картинах позднего Нового царства она фигурирует в сценах посмертного суда.

Махес - в мифах древних египтян - кровожадный бог, сын Бастет. Эпитеты Махеса - "дикосмотрящий лев", "он радуется крови". В поздний период считался богом грозы и бури, тьмы, ветра. Изображался в виде львиноголового человека с короной на голове. Греки называли Махеса Минисис.

Менкерот - по представлениям древних египтян - богиня-львица. Менкерот - мать солнца, которое она в виде ребенка поднимает на небо. Отождествлялась с Сехмет. В заупокойной литературе Менкерот поднимает на небо умерших.

Менкет - богиня, покровительница изготовлению пива. Совершала ритуал возлияния, была связана с культом мертвых.

Меритсегер - богиня, олицетворяющая Фиванский некрополь; считалось что Меритсегер охраняет кладбище и покой умерших. Изображалась в виде женщины или льва с головой змеи. Центр культа Меритсегер - посёлок (в районе современного Дейрэль-Медине), где жили ремесленники - строители гробниц. Меритсегер считалась их покровительницей.

Мерт - богиня музыки и пения. Покровительница главным образом исполнению гимнов богам. Участвовала в празднествах дцатилетнего юбилея царя ("хебсед"). Изображался в виде женщины, ладонями отбивающей такт. На голове Мерт помещали знак золота; святилище Мерт называли "золотой дом".

Мефьер - - олицетворение первоводы, которая в образе коровы принесла миру бога Солнца и подняла его между рогами на небо. Плутарх передаёт это имя как эпифетон Иcиды.

Менхит - - Богиня-львица. Жена Хнума. Почиталась в городе Летополис, очевидно, как богиня войны, ее эпитет - "воинственная". Отождествлялась с Сехмет, Тефнут, Небтуи.

Мизюзис

Мин - в древние времена этот бог почитался в фетише, стреле, похожей на крючок, значение которого то пучка молний до символа, объединяющего мужчину и женщину. В видоизменённой форме эта эмблема содержится в имени бога и узнаётся в знаке девятого нома Верхнего Египта. Признаками изображаемого в человеческом облике бога плодородия являются: сомкнутые ноги (как у мумии), эрегированный фаллос, над поднятой одной рукой висит плеть, не голове шапочка с ниспадающей на спину лентой и двумя торчащими перьями. К его атрибутам относятся грядка с латуком (афродизиак), круглая хижина, перед которой на шесте укреплены коровье рога, и маленький наос с положенным на него опахалом из листьев латука. Круглая хижина и наос должны были указывать на древнее святилище Мина. Мин, будучи господином плодовитости животных, стал позднее также богом растительности. Его главным праздником был так называемый "праздник лестницы", на котором бог на своей "лестнице" (носилки для статуи бога) принимал первый срезанный царём кокос.

Мневис - божество в виде черного быка. Мневис почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами. Эпитет Мневиса - "посредник Ра, который сообщает истину Атуму". Почитавшиеся Мневис быки содержались в особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили в специальном склепе. Матерью Мневиса была корова Хесат. Мневис отождествлялся с быком Бухисом, считался ба - душой Ра, а также города Нехен.

Монту - бог войны. Священное животное Монту - сокол. Изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной короной с двумя голубыми перьями и солнечным диском. Одним из основных атрибутов Монту - копьё. Считалось, что Монту дарует фараону победу Младшим; они сражались друг с другом за обладание этим городом и оба погибли. По одному из варриантов мифа, Монту состязался с прорицателем Калхантом, который, потерепев поражение, умер от огорчение.

Мут - - богиня неба, жена бога Амона и мать Хонсу; ее священным животным была корова.
Облик фиванской богини Мут прослежен только с периода Среднего царства, но почиталась она уже и раньше. Как правило, она изображается в виде женщины с чучелом коршуна на голове, часто на хохолке коршуна располагается ещё двойная египетская корона - конечно, со времени фиванского господствующего положения. При возвышении Амона до бога Солнца, Мут становится "глазом Ра"; и так как глаз Солнца прежде всего олицетворяется в богинях-львицах, Мут получает львиный облик. В позднем Новом царстве Мут переходит на место древнего божества, она считается "матерью солнца, в котором она раскрывается".

Небтуи - в мифологии древних египтян - богиня города Латополь, олицетворял плодородие. Жена Хнума. Отождествлялась с Исидой, Хатор, Менхит. Впоследствии почитание Небтуи было оттеснено культом Нейт.

Нейт - богиня древнего города Саис была воинственным божественным существом, о чём говорят её атрибуты - лук, стрелы и щит. Богиня войны благословляет также оружие охотников. Через расположение её культового города в дельте объясняется её близкое отношение к богу-крокодилу Сухосу, которого называют её сыном. В новом царстве она считается "матерью бога", "которая родила бога Ра". Тем самым Нейт встаёт на место древней богини, которая стоит по ту сторону поколений. Сперва через неё было "создано семя богов и людей". Далее Нейт - богиня умерших; уже в "Текстах Пирамид" она стоит на страже вместе с Иcидой, Нефтидой и Селкет у носилок Осириса. Посредством бинтов для мумии умершего должен заслужить её божественную защиту. Бинты и соляны растворы являются паром Нейт, которая считалась покровительницей ткачества.

Немти - бог в образе сокола. Центр его культа - 12-й верхнеегипетский ном (г. Иеракополь). В "Текстах пирамид" назван "началом своего нома" или "главой восточного нома". Немти - бог восточной пустыни и караванного пути к Красному морю, охраняет путешествующих, покровитель разработкам минералов в восточной пустыне; участвует в борьбе Гора - сына Исиды с Сетом. Древние греки отождествляли Немти с Антеем.

Непери - бог зерна в мифологии древних египтян. Изображался толстым человеком с туловищем, разрисованным колосьями. Сын Рененутет (иногда их обоих отождествляли с Исидой и Гором). В период Нового царства была создана сопутствующая ему богиня Непит. В ранних текстах Непери называется "молодой водой", т.е. началом разлива, оплодотворяющего землю. Непери связан с загробным культом: олицетворяя семя, которое, будучи посеянным, всходит ("Непери живет после того, как он умер", - говорится в "Текстах саркофагов"), он помогает умершему возродиться. В заклинаниях о снабжении умерших пищей Непери выступает также как бог пива, необходимого для ритуальных возлияний. День рождения Непери праздновали в первый день жатвы.

Непит

Нефертум – бог растительности. Центр его культа Мемфис. Нефертум, это сын Птаха (строительство) и Сахмет (разрушение и восстановление), чьё имя обозначает "прелестное дитя богов", был мягким, исцеляющим божеством, получившим имя Имхотеп. Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума – лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра». Греки приравнивали его к Асклепию - их собственному полубогу медицины. Может показаться, что многие из имён богов были не более чем титулами, привнесёнными из архаического прошлого, нередко включавшимися в имя более ранней личности, проявившей экстраординарные способности в определённом виде деятельности. Так, Нефертум обладает способностями, во многом сходными с умением Хонсу - третьего члена фиванской триады, который также был исцеляющем божеством. В том, что этот бог часто изображался с головой льва, можно обнаружить некоторое влияние Сириуса.

Нефтида - олицетворяла у древних египтян пустыню и умирающую природу. Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Согласно "Текстам пирамид", Нефтида плавает в ночной барке (Исида в дневной). Нефтида и Исида отождествлялись с соколицами, поэтому их часто изображают крылатыми женщинами.

Нехебкау - бог в образе змеи. Хтоническое божество. Почитался как бог времени, плодородия и податель пищи. Связан с загробным культом; считалось, что Нехебкау стоит у входа в подземное царство. Обычно в истории выступает как помощник Ра.

Нехбет - = является покровительницей и богиней Верхнего египта, богиня царской власти. Центр культа Нехбет - город Нехен (Иераконполь), столица Верхнего Египта. Священное животное Нехбет - коршун; ее изображался в виде женщины с хохолком коршуна на голове, в белой короне Верхнего Египта. Ее имя (как и имя богини Нижнего Египта Уто) вошло в титулатуру фараонов объединенного Египта. Иногда отождествлялась с Уто, воплощавшейся в образе кобры, Нехбет изображали в виде змееголового коршуна. Эпитет Нехбет - "белая из Нехена". Нехбет почиталась как олицетворение могущества фараона, считалось, что она обеспечивала ему победу над врагами. Являлась также владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра), имела функции богини-матери (в этом качестве отождествлялась с Мут), помогала при родах (поэтому ее сближали с богиней плодородия Хекет). Во время праздника 30-летнего юбилея фараона "Хебсед" изображение Нехбет устанавливали на носу царской ладьи.

Нун

Нут - - богиня неба, дочь бога ветра Шу и богини влаги Тефнут, жена бога земли Геба. В древнейших сказаниях Нут - Небесная Корова, рождающая солнце и других богов.
Принимая облик коровы Мехет Урт, Нут рождает золотого теленка, бога солнца Ра. За день теленок взрослеет, становится Быком - солнца. Вечером Нут соеденяется с солнечным Быком и проглатывала его, а утром следующего дня рождает его вновь. Согласно мифу, Геб, не желая, чтобы Нут проглатывала своих детей, поссорился с ней, и Шу разъеденил супругов, оставив Геба, внизу, Нут повестив над ним. Нут является и защитницей мертвых. Небесная Корова возносит на небеса души умерших. На небе по древним представлениям, находится загробный мир, дуат, гже обитали души мертвых. Позднее Нут стали рассматривать как покровительницу мертвых наряду с другими богинями и изображать на саргофагах в виде женщины с распростертыми крыльями.
Она также персонифицирует небесный свод; ему соответствует художественное изображение женщины, которая согнулась над землёй, касаясь руками и ногами западного и восточного горизонта. Она также мать бога Солнца Ра, которого вечером она проглатывает, а утром снова рождает. Связанная с этим символика восхождения определила роль Нут в вере, касающейся умерших. Гроб и комната для гроба украшаются звёздами или изображением богини Неба (часто с крыльями коршуна и маленьким сосудом в виде шара); гроб сам есть небо, есть нут, из которого умерший пробуждается к новой жизни.

Осирис (Усир) — бог плодородия и царь загробного мира. Сын бога земли Геба и богини неба Нут, отец Гора (Хора), муж и брат Исиды. Став взрослым, Осирис унаследовал трон бога Геба и титул верховного владыки земли. Он обучил людей обрабатывать землю, ыращивать урожаи, соблюдать законы общежития, поклоняться богам. Он дал также людям письменность, знание основ ремесел и искусств. После этого на земле установился золотом век изобилия и счастья.
Однако молочный брат Осириса Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ящик по росту Осириса и пригласил к себе на пир гостем. Украшенный драгоценностями ящик должен был достаться тому, кто сможет удобно разместиться в нем. Когда Осирис по примеру других гостей улегся в него. Сет и его сообщники внезапно закрыли крышку ящика, обвязали веревками и бросили его в реку. Ящик вынесло в открытое море и принесло волнами к фини-кийскому берегу. Там его и нашла Исида. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Здесь оно было случайно обнаружено охотившимся Сетом. Он разрубил тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида собрала почти все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида смогла родить от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Блягодаря этому Осирис воскрес. Он благословил Гора на борьбу с Сетом, а сам спустился в подземное царство и стал его владыкой. Перед Осирисом взвешивалось сердце умершего человека на весах, чтобы определить меру греховности последнего. Ежегодно в Египте справлялись прадзнования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы.

Петесухос -. Божество Нила. Центр его культа - главный город Файюмского оазиса Крокодилополь.

Птах - божество земли и плодородия. Почитание Птаха возникло в городе Мемфисе, но затем распространилось по всему Египту и сопредельным странам. В поздних сказаниях Птах выступает творцом всего существующего: Вселенной, богов и людей. Он почитался в древности также как покровитель ремесел, искусств, бог справедливости и истины; изображался в виде человека с посохом. Он был подобно мумии одет в узкое платье, с неукрашенной гладкой головой. Его скипетр - это комбинация столба джед и скипетра.
Ему приписывали изобретение этого мастера, но во времена пирамид он занял место творца. Его созидательными органами являются сердце и язык; через могущество слова он создал мир. При каждом ударе сердца и при каждом звуке только и открывается творческая сила бога. Птах считался "древнейшим", который в себе объединяет сущность Нула и Наунет (как мужского и женского аспектов). Народу Птах был ближе как "ваятель земли", который подобно Хнуму, создаёт сущность на гончарном круге. Через связь с мемфисским богом земли и мёртвых Сокарисом Птах воспринял также сущность Осириса. Его супругой была богиня войны Сахмет.

Ра — бог солнца, верховный бог египтян. Изображался в виде человека с головой сокола, над которой располагался солнечный диск. Согласно древнейшим сказаниям, Ра рождался каждый день от Небесной Коровы (Нут). Кроме того его почитали как покровителя умершего фараона. В более позднее время Ра рассматривался как бог — творец мира. Когда Геб, бог земли, и Нут, богиня неба, поссорились, Ра приказал отделить их друг от друга. Так возникли земля и небо. Считалось, что Нут утром в облике Небесной Коровы рождает солнечный диск. Его подхватывает и катит по небу Хепри, бог восходящего солнца. В зените солнечный диск принимает сам Ра и везет его дальше в своей священной ладье. Иногда Ра вынужден сражаться с нападающим на солнце гигантским змеем Апопом (так древние египтяне объясняли солнечные затмения).Вечером Ра передает солнце Атуму и тот опускает его за горизонт. В подземном мире Ра с солнечным диском движется в ладье вечности с запада на восток и каждый раз подвергается нападению сил мрака, прежде всего змея Апопа. Но Ра вместе с другими светлыми богами каждый раз побеждает их. Во время путешествия Ра по небу на ладье его сопровождают и другие боги, которые следят за соблюдением порядка, защищают божественные законы. Ра же, обозревая землю из своей ладьи, наказывает виновных и награждает достойных.
Имя бога Солнца относилось прежде всего к самому светилу. Уже в давние времена Ра имел в Оне (греческое Гелиополь, Город солнца) культовое место; он связывался с Хорахти, т.е. с Гором, как утренним солнцем, и принял поэтому облик человека с головой сокола. При слияние Ра с богом-творцом Амоном последний стал богом заходящего солнца. Начиная с Хефрена из четвёртой династии египетские цари называются "сынами солнца". Когда в Среднем царстве Амон встал на вершину пантеона, Ра не мог быть вытеснен; путём слияния в Амон-Ра оба бога укрепили свое положение. В качестве управителя мира бог Солнца в своей ладье пересекает небесный океан, сопровождаемый своим визирем Тотом и соей дочерью Маат, олицетворение космического порядка.
Солнечное светило считалось видимым "животом" хозяина неба, а также толковалось как его глаз.

Рат-Тауи - богиня, жена Монту, родившая ребенка-солнце Гора-па-Ра. Связана с культом Ра, отождествлялась с Иунит. Ипостасью Рат-Тауи не редко являлась Сешет.

Рененутет - богиня, охраняющая cобранный урожай. Воплощалась в образе змеи, изображалась в виде змеи или женщины со змеей на голове. Эпитеты Рененутет - "владычица плодородия", "правительница закромов". Сын Рененутет - бог зерна Непери (иногда их обоих отождествляли с Исидой и Гором). Считалось, что змея Рененутет появлялась на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Рененутет дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах. Впоследствии она, как и бог урожая винограда Шаи, стала почитаться как богиня судьбы. Рененутет, часто вместе с Шаи, упоминалась в добрых пожеланиях, направлениях: "да будет жить с тобой здоровье, при тебе Шаи, Рененутет в руке твоей"; "да будет жить Рененутет на пути твоем". Праздник Рененутет, во время которого фараон приносил ей благодарственную жертву, отмечался в день окончания жатвы.

Сатис - - со времён Среднего царства Сатис считалась "хозяйкой Элефантины" и женой бога творца Хнума. Сатис является жертвовательницей воды, которую она - согласно "Текстам Пирамид" - подаёт умершим для очищения. Её изображают в человеческом облике, с верхнеегипетской короной на голове. По обеим сторонам короны располагаются рога антилопы. При отождествление Хнума с Ра она стала "глазом Ра" и переняла от Хатор, которая также считалась солнечным глазом, черты богини женщин и любви.

Селкет — богиня — покровительница мёртвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Особенно почиталась в Нижнем Египте. Священное животное Селкет — скорпион. Изображения Селкет в виде женщины со скорпионом на голове часто помещали (вместе с изображениями Исиды, Нефтиды и Нейт) на саркофагах и ящиках для каноп.

Серкет - богиня - покровительница мёртвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Особенно почиталась в нижнем Египте. Священное животное Серкет - скорпион. Изображение скорпиона в виде женщины со скорпионом на голове часто помещали вместе с изображением Исиды, Нефтиды и Нейт на саркофагах и ящиках для каноп.

Сет — бог пустыни, олицетворение злого начала. Сын Геба и богини неба Нут. Сет является богом войны и различных бедствий. Согласно сказаниям, Сет хотел захватить земной престол, принадлежащий Осирису, а также овладеть его женой Исидой. Для этого он осуществил следующий коварный замысел. По его приказанию был изготовлен украшенный золотом сундук, как раз по росту Осириса» Пригласив Осириса вместе с другими богами в гости, Сет показал им сундук и предложил подарить его тому, кто сможет в нем разместиться. Когда Осирис лег в сундук, крышку закрыли, а сундук бросили в Нил. Странствуя по водам, он оказался около финикийского побережья, где был найден Исидой и возвращен в дельту Нила. Здесь его и нашел Сет и в ярости разрубил тело Осириса на четырнадцать частей. После гибели Осириса Сет стал владыкой Египта. Гор (Хор), сын Осириса, вступает в борьбу с Сетом и побеждает его с помощью Ока Ра. Однако Сету удается выжить после поединка с Гором. Соперники обращаются в суд богов для того, чтобы выяснить, кому принадлежит царство. Тяжба длилась восемьдесят лет, потому что боги никак не могли найти правильное решение. Лишь вмешательство Осириса положило ей конец. Сет лишился египетского трона и был взят на небеса богом Ра для того, чтобы всех устрашать.
Бог Сет почитался в облике животного, которое зоологически точно не определено. Попытки толкования очень широки: от трубкозуба через окапи и собачьих до антилопы. В древнейшие времена, согласно изображениям, он больше всего походил на осла. В любом случае, у верхнеегипетских кочевников в этом животном олицетворялась власть их правления, в то время как у земледельцев дельты он был символом беды. Так Сет оказался в качестве (верхнеегипетского) партнёра (нижнеегипетского) бога царей Гора.
Египетский царь сам объединяет "как наследник обоих братьев" "должности Гора и Сета". Стоя на носу солнечного корабля, Сет борется со змеёй Апоп. До времени гиксов Сет считался главным богом, во времена 18-й и 19-й династий он был богом защиты Рамессидов, отсюда имя царя - Сетос. Как "красный" бог он стал олицетворением злых сил; через его дыхание выходят из земли черви. Он - хозяин металла, железные руды называются "костями Сета". С распространением веры в Осириса, Сет объявляется на время вне закона. Гор поднимается чтобы отомстить за своего отца, в последующий борьбе Сет теряет сёменные яички, Гор - глаз. Всё же в сердцах сражающихся "Тот унял жгучую ярость". В качестве относящихся к Сету животных наряду с ослом и антилопой рассматриваются прежде всего свинья, бегемот, крокодил и рыбы.

Сехмет - богиня войны, покровительница фараонов, а так же врачей.Согласно одному из мифов, Сехмет по просьбе Ра истребляет восставших против власти старого бога людей. Египтяне считали, что Сехмет приносит засуху и войны, не зная сострадания карает людей за пригрешения перед богами, а так же защищает владыку мира Ра от злых демонов.
Вместе со своим мужем Птахом и их сыном Нефертемом Сехмет образует триаду Мемфиса. Её имя означает "могущественная", её сущность - богиня войны. Она сопровождает правителя - часто её называют его матерью - во время сражения. Повсюду она сеет страх; приверженцы Сета и даже змеяАпоп становятся её жертвами. Сехмет изображается в виде львицы или женщины с львиной головой; её оружие - стрелы, "которыми она поражает сердца"; из стрел исходит пламя. Горячие ветры пустыни считались огненным дыханием богини. Её связывают с уреем, извергающим огонь, и тем самым с "глазом Ра". С возвышением Фив до столицы местная богиня Мут после слияния с Сехмет снова стала здесь почитаться. Царь Аменхотеп III приказал поставить вокруг храма многочисленные львиноголовые статуи Мут-Сехмет. Наконец, нужно упомянуть Сехмет ещё как "колдунью", магические знания она использовала для исцеления (в медицинских целях).

Сешет - - богиня покровительница письменности и геометрии. По некоторым мифам жена бога Тота (или дочь или сестра). Изображалась женщиной в шкуре пантеры, накинутой поверх рубашки, с семиконечной звездой на голове. Почитание Сешат зародилось в Cаисе, но центром ее культа стал Гермополь. Сешат - глава "дома жизни", т.е. собрания рукописей архива, на листьях дерева "шед" (ее фетиша) она записывала годы жизни и правления фараона, ведает искусством счета (главным образом подсчета военных трофеев, пленных, даров, дани), составлением строительных планов, покровительствовала строительным работам . Поскольку день рождения Сешат праздновали в один день с днем рождения Мафдет. возможно. Сешат считалась ее сестрой-близнецом. Сешат нередко выступала как ипостась Мафдет, Рат-тауи, Нефтиды.

Сиа — богиня ума и мудрости. В Древнем Царстве, Сиа изображается справа от Ра и отвечает за перенос священного папируса, чье содержимое воплощает интеллектуальное достижение. На стенах и потолках могил Долины Королей, Сиа путешествует в лодке солнечного бога Ра. Она была представителем солнечного бога в "Книгах Небес". Известно предание о том, что во время последнего дня, когда боги будут сражаться в своей лодке в подземном царстве за солнце, Сиа предаст их и новый день не наступит.

Сопду - бог, почитаемый в 20-м нижнеегипетском номе, зовут Сопду. Его знак - картинка и культовый знак изображают его в виде сидящего сокола. В другом случае Сопду изображается в человеческом облике с короной из двух соколиных перьев и поясом шесемет. Необъяснённым остаётся много раз упоминаемое в "Текстах пирамид" его отношение к зубам умерших. Сопду приобрёл в своём номе значение бога границы востока и уже в Среднем царстве связывался с Гором, что в Новом Царстве привело к форме имени Хор-Сопду.

Сухос (Себек) - бог воды и разлива Нила. Согласно "Текстам пирамид", Себек - сын Неит. Его священное животное - крокодил. Он изображался в виде человека. крокодила или человека с головой крокодила. Центр культа Себек относится к периоду правд. XII династии (19 - 18 вв. до н.э.), столица которой находилась вблизи Файюма. Имя Себек входило в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. Считалось, что Себек дает изобилие и плодородие. В ряде текстов Себек рассматривался как защитник богов 11 людей (существовало представление, что его свирепость отпугивает силы тьмы), однако нередко выступает как бог, враждебный Ра и Осирису. С развитием религии синкретизма Себек отождествлялся с Ра, Хнумом, Амоном, Хонсу, Мином. В поздний период появилась сопутствующая Себек богиня - "великая владычица Себектет".
Его главными культовыми городами были Крокодинополь в Фаюме и Ком Омбо в Верхнем Египте. На связь Сухоса с царём богов Гором указывают изображения крокодилов, которые носили голову сокола, украшенную двойной короной. Дальнейшее отождествление с Ра привело к облику крокодила с солнечным диском на голове. Греки изображали Сухоса вообще как Гелиоса с венком из лучей и с крокодилом в руке в качестве атрибута. Понятно, что Сухос также является богом воды - из его пота образуется Нил, "он делает капусту зелёной" и приближается также к облику Осириса.

Таит - богиня ткачества. Покровительствовала ткачам, охраняла одежды богов (их статуй в храмах), царей и мертвых. Функции охраны царской одежды сближали Таит с богиней - хранительницей фараона Уто.

Таурт - богиня - покровительница женщин и детей. Священное животное Таурт - гиппопотам. Изображалась в виде стоящий беременной самки гиппотама с женскими руками и грудью и львиными задними лапами (иногда с головой львицы). Центр культа Таурт - Фивы, но её почитание было широко распространено в о всём Египте. Эпитет Таурт - "великая", атрибут - иероглиф "са", означающий "защита". Таурт помогала при родах, лечила от бесплодия. Связана с загробным культом, вместе с богиней Хатор она встречает умершего на пороге подземного царства и зажигант огонь, чтобы отогнать злых духов. Часто отождествляется с Нут, Хатор, Исидой. Амулеты с маленькими изображениями Таурт, считалось, охраняли от злых сил, способствовали плодородию, изобилию молока у кормящих матерей. Изображения Таурт также часто помещали на подголовниках, кроватях и других домашних предметах.

Тефнут - как и её брата Шу породил из себя прабог Атум. С ними из первоначального единства выходит на первый план двойственность, и начинается развитие двух полов. В Леонтополе брат с сестрой олицетворялись двумя почитаемыми там львами. Путём слияния Атума с Ра, Шу и Тефнут становятся детьми бога Солнца, они считаются глазами хозяина неба; Тефнут отождествляется с лунным глазом, но может через различные мифические связи стать солнечным глазом и через него змеёй уреем. Тефнут имеет прозвище "хозяйка пламени" и "налобная змея на голове всех богов". В буто Шу и Тефнут почитаются в образе фламинго - "детей нижнеегипетского царя", т.е. в мифическом образе солнца и луны.

Тот - - бог мудрости, письменности и счета, а так же магии и чародейства. Считался так же богом Луны. Его жена богиня порядка и истины Маат (по другим мифам, Сешет была его женой). Тот изображался в виде человека с головой ибиса, иногда в облике павиана. В руке Тота находится пальмовая ветвь - символ его власти над временем. Тот исполнял обязаности Ра, он записывал время рождения и смерти людей. Присутствовал он на суде над умершими в загробном мире, где записывал приговоры Осириса. Считалось, что он так -же охраняет умерших, направляющихся в загробный мир. Греки отождествляли Тота с Гермесом.
В образе Тота слиты различные древние предания. Значение этого имени (египетское Джекути) неясно. Наличие головы ибиса у бога указывает на Дельту как на его родину; 15-й нижнеегипетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. В историческое время главным местом культа Тота был Гермополь, где он слился с более ранним богом-павианом Хецуром и принял его облик. Тот - хозяин луны, в позднее время получил прозвище "серебряный Атон". Видели ли египтяне в луне сидящего на корточках павиана (подобно нашему человеку) и в клюве ибиса символический намёк на серп луны, доказать нельзя. В одном мифе рассказывается, что Тот якобы возник из головы Сета, после того как последний по ошибке проглотил семя Гора. Космический подтекст этой картины ясно выражает египтолог Боннэ; "Посредством силы бога света из Сета, силы тьмы, вырывается диск полной луны". Отношение к луне позволяет Тоту стать "хозяином времени" и "счётчиком городов". Отсюда его атрибуты - письменные принадлежности.

Тоэрис -- богиня в облике бегемота (стоящего вертикально на двух ногах) с древних времён изображалась с человеческими руками и грудью. В качестве атрибута она держит в руках бант са, иногда даже бант жизни или факел, которое должно отгонять тифонические силы. Особенно Тоэрис помогает женщинам при родах. Изображение защищающего божества прикреплялось к постели, к подголовнику и туалетными принадлежностям, но также обнаруживается в виньетках "Книги мёртвых" и даже в храмовых рельефах.

Упуат - в образе стоящего вертикально животного из семейства собачьих (шакала или волка) изображается бог Ликрополя. Имя Упуат означает "открывать пути", и он должен был настраивать на победоносный исход войны. Воинственному характеру бога соответствуют также его атрибуты - булава и лук. Как "проводник богов" Упуат открывает своим штандартом праздничное царское шествие. Но не только перед царём, но и перед Осирисом впереди бог, похожий на шакала. Под впечатлением умозрительных идей мистерии Осириса, проводимой в Абидосе, и содержащейся в ней символики воскрешения, многие египтяне велели выбивать на надгробном камне своё желание: "Видеть красоту Упуата при первом выходе". В конце концов, бог в Абидосе в образе двух штандартов идёт впереди похоронной процессии и стоит затем в гробнице на страже около умершего.

Уто - имя богини города Буто означает "окрашенная в цвет папируса", т.е. "зелёная". Также называли и кобру, которая - как змея урей была священным животным богини. В более поздние время им стал Ихневмон. Как извергающую огонь змею Уто отождествляли с уреем царя и под конец с "глазом Ра". Через своё отношение к солнцу Уто иногда может принять львиную голову с солнечным диском и уреем. В большинстве случаев она всё-таки имеет чисто человеческий облик и носит нижнеегипетскую корону или чучело коршуна и урея. Как богиня страны Нижнего Египта Уто является противоположностью верхнеегипетской Нехбет. Реже представала в облике барана.

Ха

Хапи - бог Нила. Космическое божество, почитался как "высокий нил, который даёт жизнь всей стране своим питанием", податель влаги и урожая. отец Хапи - первобытный океан Нун. Бог Нилов Верхнего и Нижнего Египта (его атрибуты - лотос, эмблема Верхнего Египта), Хнум почитался во всём Египте, но центром его культа было ущелье ебель-Сильсиле, место, где, как считалось, из подземного царства (дуат) выходят "ключи Нила" и южная оконечность острова Элефантины. Изображался жирным человеком с большим животом и женской грудью, на голове - тиара из папирусов, в руках - сосуды с водой. Праздник Хапи был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с написанные на них перечислениями даров. В скалах Гебель-Сильсиле были высечены гимны Хапи. Иногда Хапи отождествляли с Амоном (Амон-Хапи).

Харсафес - Переданное Плутархом как Харсафес египетское имя Херишеф (т.е. "тот, который на своём озере") принадлежит первоначальному богу плодородия в образе барана. Как образ бога Солнца, Херешиф "на своём озере" (правода) появляется в Гераклеополи. Между девятой и десятой династиями он идентифицируется с Ра и получает солнце в качестве головного украшения.

Хатор - богиня неба и любви, веселья, покровительница материнства.. Представлялась в виде небесной коровы, которая каждый день рождала солнечный диск. Ее изображали в виде женщины с головой коровы. Хатор была дочерью Ра, супругой бога Гора. Хатор почиталась и как богиня львица, и как Око Ра. Когда люди восстали против одряхлевшего бога Ра, Хатор в виде женщины - львицы набросилась на людей и стала убивать их, пожирая тела и напиваясь их кровью. Даже боги ужаснулись жестокости богини, но никакие уговоры не могли ее остановить. Тогда боги приготовили пиво, окрасили его в красный цвет, и вылили на месте человеческого побоища. Богиня приняла пиво за кровь и начала его жадно лакать. Охмелев, богиня прекратила уничтожать людей. Но больше Хатор почиталась как богиня любви, веселья, покровительница материнства. Она заботилась о счастье молодоженов и крепости их семейных уз.
Имя богини означает "дом Гора"; ему также соответствует знак-картинка, который показывает сокола Гора в доме. В древние времена богиня неба считалась матерью бога Солнца Гора, пока её место не заняла Исида. Через распространённое в дельте Нила представление о небе, как о громадной корове, Хатор получила облик коровы. Фигурка из 18-й династии (сейчас в Египетском музее Каира) показывает, как Хатор в образе коровы охраняет царя. В большинстве случаев богиня предстаёт в человеческом облике, причём она носит на голове коровьи рога с солнечным диском между ними. Согласно древнему мифу, Хаторо должна была поднять на небо на своих рогах юного солнечного мальчика. И наконец, носительница солнца сама приравнивалась к солнцу, при этом её интерпретировали как глаз Солнца. Уже в Древнем царстве Дендера была главным культовым местом Хатор; её культовый символ - круглый столб, с которого глядят вниз две коровьи головы, в Дендере - две женские головы с коровьими ушами. Богиня считается "женской душой с двумя лицами". В Фивах Хатор в облике коровы почиталась как богиня мёртвых. Желанием умирающих было "быть в свите Хатор", которая также оспринимается как заходящие солнце, и она охраняет от власти тьмы. Одним из её более частых атрибутов является систр, инструмент в виде трещотки; Хатор также богиня танца, музыки и любви.

Хатмехит - покровительница и богиня город Мендес. Ее священное животное - рыба, эпитет - "первая среди рыб". Изображалась женщиной с рыбой на голове. В поздний период Хатмехит сближалась с Исидой: считалась, что она помогла Исиде собирать части тела убитого Сетом Осириса.

Хедихати - в мифологии древних египтян - божество ткачества. Xедихати покровительница в основном изготовления белого полотна для пеленания мумий, значительна роль Xедихати в культе мертвых. Впервые появилась в источниках периода Среднего царства. Сначала изображалась мужчиной, потом женщиной.

Хекет - богиня плодородия. Она помогала так же при родах женщинам. Ее священное животное - лягушка. Изображалась в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове. Xекет помогала роженицам (в этом качестве она сближалась с Нехбет). В загробном царстве - умершим. Подобно Хнуму, она сотворила людей. Изображения Хекет часто помещали на саркофагах.

Хентиаменти - - Первоначально бог Абидосского некрополя. Xентиаменти изображался в облике лежащей собаки. Его самостоятельное значение было невелико, имя Xентиаменти становится эпитетом бога Анубиса. В период Среднего царства, когда богом загробного царства стал Осирис, заменив Анубиса, эпитет Xентиаменти переносится на Осириса.

Хентихети - бог города Атрибиса. Воплощался в образе сокола и отождествлялся с Гором (Гор-Хентихети). В эпоху XXVI династии (7 - 6 вв. до н.э.) иногда изображался в виде крокодила: другое воплощение Xентихети - бык. Сблизив быка-Xентихети с быком Осириса, Аписом, египтяне создали синкретическое божество Осирис-Хентихети, атрибутами которого являлась белая корона (Осириса) и рога быка.

Хепри - - обозначает скарабея как древнего бога. Он - "тот, кто возник (от самого себя)", который выходит из земли без зачатия. Сначала Хепри считался формой проявления Атума, но потом стал отождествляться также с Ра. Бог в образе скарабея олицетворяет утреннее солнца из нижнего мира, рождающееся из утробы (восток) своей матери Нут (небо). Хепри также связан с символикой воскрешения, как говорится в "Книге мёртвых" : "Хепри стану я, превращающийся в первовещество, я прорастаю с помощью всемирной силы зарождения".

Херишеф - бог городы Гераклеополя ("находящийся на своём озере"). Изображался человеком с головой барана. Херишеф - владыка канала, соединяющего Нил и Файюмское озеро, он орошает землю и хранит истоки вод. Расцвет его культа относится ко времени правления IX-X династий (23-21 вв. до н.э.), столицей которых был Гераклеополь. В этот переод он почитался как бог-творец, царь богов: "когда он восходит, освещается вся земля, его правый глаз - солнце, левый - луна, его душа - свет, из его носа исходит дыхание, которое даёт жизнь всей земле).

Хнум - - До раннего периода Древнего царства Хнум почитался в образе барана, затем представляемый в виде человека с головой барана. В Элефантине он считался стражем родников Нила, который порождает наводнение (половодье, затопление). Более важной функцией является функция творца: Хнум лепит на глиняном круге тело ребёнка и заставляет его в семени (зародыше) попасть в живот матери. Его прозвище "Ваятель, который оживляет". Так он создал богов. Он - "отец отцов, мать матерей". Вместе с богиней Хекет он помогает при родах. В Эсне, на юге Египта, Хнум - творец всего сущего, он даже сам - весь мир. В нём объединены Ра (солнце, небо), Шу (воздух), Осирис (нижний мир) и Геб (земля). Так следует понимать четырёхголовые изображения Хнума. Имя бога означает "баран", и относилось оно вначале к различным "бараньим богам", которые в исторические времена большей частью исчезли.

Хонс - - имя фиванского бога означает "Странствующий". Имеется в виду странствование по небу, ведь Хонс - бог Луны. Он изображается в виде молодого человека в позе мумии со связанными ногами. Через божественное детство - отец Амон, мать - Мут Хонса связывают с двумя другими сыновьями богов: с Шу, держащим небо, и с богом Гором. От последнего он перенял символы власти, жезл-крюк и плеть. Из-за близости к богу-соколу Гору, Хонса часто изображают с головой сокола, при этом лунный диск над серпом луны затеняется солнечным диском. Под названием "Хонс-ребёнок" следует понимать форму юного бога Солнца, которого призывают для защиты диких зверей. В этом качестве "Хонса-советчика" (названного греками Хеспикисом) его призывали на помощь в случае недомогания.

Хорахти

Ху - олицетворение божественного слова. Близко связан с богиней Сиа.

Шаи - бог виноградной лозы. С образом Шаи связаны представления о довольстве, изобилии, богатстве. Имя Шаи часто встречается в добрых пожеланиях. Впоследствии Шаи стал божеством судьбы, определяющим срок человеческой жизни

Шесемтет - - богиня-львица. Ее имя происходит от украшавшего ее пояс минерала "шесемт", который был ее атрибутом и, возможно, фетишем. Уже в период Древнего царства была отождествлена с Сехмет. Центр культа Шесемтет - остров Элефантина. она почиталась также в Пунте.

Шесему - бог, покровитель виноделию и изготовлению масла для протираний и бальзамирования. Связан с загробным культом: охранял мумию от повреждений, наказывал грешников. Его атрибут - пресс для виноделия.

По древнеегипетскому мифу, Шу вышел как дыхание из носа прабога Атума. Вместе со своей сестрой и женой Тефнут (сырость), Шу(воздух) олицетворяет необходимые для жизни силы. Сверх этого, Шу отождествляется с солнцем, а Тефнут - с луной. Двое их детей - это богиня неба Нут и бог Земли Геб. Поднятыми руками бог воздуха, отец, выгибает небо вверх и отделяет его таким образом от земли; Шу перенимает функцию носителя неба. Путём отождествления Атума с Ра, Шу становится "сыном Ра", и тогда борющийся за солнце Шу получает иногда голову льва. В других случаях он изображается в человеческом облике со своим знаком-картинкой (пером) на голове.

Печать к форме Мнение о материале

Добавил: Нехристь | Просмотров: 7597 | Нет комментариев

Похожие Пантеоны богов


Добавлять комментарии могут только Демоны Ада.
Занять место в Аду | Вход