Регистрация
Грешники
I <3 Dark Shelter


Категории
Пантеоны богов
Мифические существа
[ здесь вы сможете прочесть информцию о существах, описанных в мифах и легендах. Существах с неистовыми способностями и нереальной силой. Выдуманны или реальны - вам решать ]
Мифические, волшебные народы
Животные в мифологии
Растительная мифология
Мифологический уголок
[ Отдельный Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира ]
Герои мифов и легенд
Звездная мифология
Артефакты
Магические, мифологические и священные предметы
Смерть
[ ... ]
Плебисцит
Ваш возраст...

Результат 280 Все опросы
Статистика
Statistik:

Online:
In Hell: 3
Грешники: 3
Демоны: 0

В Приюте:
Прихожая » Библиотека » Мифология » Пантеоны богов
При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter
ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!

Меркурий (Mercurius, от merx, «товар», mercare, «торговать») — бог торговли и прибыли. Соответствует греческому Гермесу, но в отличие от него был сыном бога неба Цела. Имя Меркурий происходит от латинского слова «мерке» (товар) или «меркор» (приобретать, покупать). В Риме Меркурия в основном почитали торговцы, которые кропили себя и свой товар водой из источника на склоне Целиева холма, посвящённого Меркурию. Делали они это для того, чтобы смыть с себя грех мошенничества, допущенного в торговле. В честь Меркурия в Риме был воздвигнут большой храм неподалёку от Большого цирка, а имя Меркурия получила ближайшая к солнцу планета.
В 495 до н. э. ему по решению народного собрания был посвящён храм у Великого цирка: одновременно была образована коллегия торговцев, находившаяся под его защитой. Матерью Меркурия считалась Майя. Как бог прибыли и обогащения Меркурий обычно изображался с кошелём и часто объединялся с Фортуной, носил эпитет «счастливый». В Риме и городах Италии существовали вербовавшиеся из плебеев и рабов коллегии почитателей Меркурия (одного или с Майей), впоследствии ставшие коллегиями императорского культа. Считали, что Меркурий может обеспечить не только торговую прибыль, но и указать зарытый клад. Отождествление Меркурия с Гермесом привело к усложнению его образа, он становится проводником душ в мире мёртвых, вестником и прислужником богов (таким он выступает уже у Плавта в «Амфитрионе»), покровителем искусств и ремёсел, знатоком тайн магии и астрологии. Эти свойства Меркурия обусловили его отождествление в западных провинциях с кельтским богом Лугом, нередко выступавшим также как главный бог племён или общин. Как таковой Меркурий почитался с эпитетами Арвернорикс - царь племени арвернов, Ханниний - бог племени ханниниев, Тевтат - царь общины туата, а также «знающий», «мудрый» и т.п.

Минерва - богиня мудрости. Ее почитали как богиню мудрости, научившую людей разным ремеслам, искусствам, врачеванию. Впоследствии ее отождествляли с греческой богиней Афиной исчитали покровительницей Рима. Минерва вместе с Юпитером и Юноной входила в триаду богов, которым древние римляни отдавали особые почести. Во временя Римской империи Минерва становится и богиней победы. В ее честь в Риме было построено несколько храмов.

Морфей

Нептун (Neptunus, Neptunus Pater) — бог моря (в греческой мифологии ему соответствует (Посейдон). Вначале он почитался как бог вод. Его супругой была богиня источников Салация. Им приносили жертвы, чтобы не высохли источники и реки. Под влиянием греческих мифов с развитием мореплавания Нептуна начали почитать как бога моря. Его женой стала Амфитрита, Салация же превратилась в одну из рядовых морских богинь. В честь Нептуна был воздвигнут храм в Риме на Марсовом поле. Ежегодно 23 июня справлялся праздник, посвященный морскому богу, — нептуналии.
Первоначальная природа и культ Нептуна известны мало, но, видимо, он всегда был связан с водой, что обусловило его отождествление с Посейдоном (не позднее начала 3 в. до н. э.). Праздник Нептуна. - нептуналии справлялся 23 июля с целью предотвращения засухи (во время праздника строились хижины из листьев). К кругу Нептуна принадлежали Салация и Винилия. Винилия - нимфа, персонификация волны прибоя, мать Турна. Морской Нептун почитался людьми, связанными с морем или отправлявшимися в морское путешествие, иногда с божествами-персонификациями бури, ветров, штиля, хорошей погоды. Отождествление его с Посейдоном обусловило связь Нептуна с лошадьми и его эпитет «конный», роль Нептуна. как бога всаднического сословия; введение культа Нептуна, как и учреждение праздника конного Нептуна, приписывалось Ромулу. Затем этот праздник слился с консуалиями.

Нериена - Богиня и супруга Марса. Олицетворение Силы.

Нецесситата

Нокс

Нундина - богиня, которую призывают, когда давали имя новорожденному. Она входит в свиту богов сопровождающих и оберегающих новорожденных.

Опс ((Опа, Ops) — богиня урожая и плодородия, ставшая затем богиней богатства (в храме Опс Юлий Цезарь хранил государственную казну), супруга Сатурна, бога посевов и земледелия. Впоследствии, когда Сатурну приписывали черты греческого бога Кроноса, Опc стала отождествляться с его супругой Реей, а в более поздние времена — и с Кибелой. В ее честь проводились праздники: опиконсивии - после обмола зерна 25 августа, опалии - после празднования в честь Сатурна 19 декабря: в этот день рабы получали символическую свободу в память о Золотом веке Сатурна, когда люди жили друг с другом с согласии.
Её эпитет Консивия («сеятельница») и праздник опиконсивия (25 августа), возможно, связаны с близостью культа Опс культу римского аграрного бога Конса. Во время праздника ей приносили жертвы в доме царя - регии, куда имели доступ только весталки и великий понтифик. Другой праздник Опс- опалии (19 декабря). С 3 в. до н. э. О. отождествляется с Реей и считается женой Сатурна. Окружавшая её культ таинственность вызвала представление об Опс как о богине, покровительнице Рима, имя которой было табуировано. В Опс видели также аналогичную Теллус богиню земли и Кибелу. Посвящённые ей надписи единичны. В Риме на Капитолии и на форуме были храмы Опс.

Орк (Оркус) - бог смерти, владыка мертвых, доставляющий тени людей в подземное царство. Соответствует греческому Аиду, а так же его отождествляют с Плутоном. Орком называют и само царство мертвых.

Павор - демон и бог ужаса, сын Марса. Это олицетворение страха, всегда сопутствующего богу войны Марсу.

Пакс (лат. Pax «мир») — богиня мира, соответствующая греческой Эйрене. В древнейшие времена римляне не знали такой богини. Её почитание начинается со времен императора Августа. Он посвятил Пакс Алтарь мира, установив его в 9 году до н. э. после возвращения из Испании и Галлии. Храм находился на площади Веспасиана, жертвоприношения в нем совершались 30 января и 30 марта. Римляне оказывали богини мира такие почести потому, что стремились к миру после длительных гражданских войн, которые им надоели. Богиню Пакс изображали молодой женщиной с оливковой ветвью и рогом изобилия.
Культ был введён Августом, посвятившим Пакс по решению сената в 9 до н. э. алтарь на Марсовом поле в знак установленного им на земле мира и благоденствия. С эпитетами Августа Вечная и пр. изображения Пакс в виде женщины с кадуцеем, рогом изобилия, колосьями, оливковой ветвью часто встречаются на монетах времён империи.

Палор (бледность) - бог сопровождающий Марса вместе с Павором. Олицетворение ужаса.

Парки

Паупертата - богиня, олицетворявщая бедность. Соответствовала греческой богине Пении. От ее имени происходят слова "паупер", "пауперизм", означающие - бедный человек, беднота.

Пенаты Penates, от penus, penetralia - внутренняя, потайная часть жилища, храма — божества, хранители дома, семьи и государства. Пенаты всегда существовали во множественном числе. Они охраняли очаг, домашние припасы, кладовые, все то, что находилось внутри дома. Поэтому в переносном смысле слово «пенаты» употребляется для обозначения жилья, дома, родины. Фигурки пенат хранились у домашнего очага в специальных ларцах, которые открывались в торжественных случаях. Им приносили дары, при переезде на новое место их забирали с собой. Считалось также, что они охраняют единетво и целостность семьи. Общественные пенаты опекали благополучие и целостность Римского государства. Центр их почитания находился в потайное святилище Пен в храме богини Весты на Форуме Это место считалось «государственным очагом». Император Август соорудил позже новое святилище для пенат. В разное время римляне почитали в качестве пенат разных богов. В 1 веке до н. э. это были Веста, Юпитер, Вулкан, Венера, Диоскуры.
Пенаты государственные, Пенаты римского народа считались одной из главных святынь Рима, залогом его непобедимости и вечности. В торжественных клятвах Пенаты. призывались вместе с Юпитером. Считалось, что они были привезены Энеем из Трои сначала в город Лавиний,а потом были помещены в Риме во внутренней части храма Весты. Имена Пенатов и их изображения хранились в тайне от непосвящённых, приближаться к ним могли только жрецы и весталки (Serv. Verg. Aen. III 12), что породило самые различные толкования сущности и происхождения Пенатов. Считалось, что это деревянные или мраморные фигурки великих богов самофракийских мистерий, некогда полученные родоначальником троянцев Дарданом от Афины (вместе с палладием, также хранившимся в храме Весты). Для служения им Дардан создал коллегию салиев. Нигидий Некоторые причисляли к Пенатам Весту, поскольку полководцы, отправляясь в провинции, а магистраты, слагая свою должность, приносили им общую трапезу в Лавиний, другие - великих богов, от которых всё произошло (небо и земля), или Юпитера, Юнону, Минерву (как дающих людям тело, дыхание и разум) и Меркурия (как бога речи), которых соединил Тарквиний Древний, посвящённый в самофракийские мистерии. Этруски считали Пенаты Цереру, Палее и Фортуну. Отождествляли с Пенатоами Диоскуров, также почитавшихся на Самофракии и изображавшихся в общедоступном храме у Форума в виде двух вооружённых копьями сидящих юношей. Согласно греческому историку 3 в. до н. э. Тимею, Пенаты - два бронзовых кадуцея и троянский глиняный сосуд; перевезённые в Рим, они дважды возвращались в храм Лавиний и поразили молнией одну из двух спавших там девушек, которая не была целомудренной. В надписях П. упоминаются редко.

Пик, Пику с (Picus, «дятел») - божество полей и лесов, обладавшее даром прорицания. Пик отверг любовь волшебницы Кирки (Церцеи) и она в наказание превратила его в дятла, который у римлян считался вещей птицей.
Супруг Помоны. Один из царей Лаврента, сын Пилумна, отец Фавна. Эпоним племени пиценов, которых привёл в места их обитания. У римских авгуров Пик. как священная птица бога Марса считался особенно пригодным для гадания по поведению птиц.

Помона (Pomona, от pomo, «древесный плод») — богиня плодов, возлюбленная бога садов Вертумна, который мог принимать любой образ, олицетворяя смену времен года. Стремясь покорить сердце Помоны, Вертумн являлся к ней в разных образах. Она полюбила его,когда он принял облик прекрасного юноши, и стала его супругой. По другому варианту, Помона — жена Пика.
Миф о Помоне и Вертумне разработан в «Метаморфозах» Овидия. Неизвестный французский скульптор 18 века изобразил Вертумна с маской, которая должна напоминать о его перевоплощениях.
В образной поэтической речи выражение «дары Помоны и Флоры» — обилие плодов и цветов.
О древности культа свидетельствуют священная роща Помоны, наличие у неё фламина и праздник в её честь - помональ. В надписях культ Помоны не засвидетельствован.

Портун (Portunus, Portunus Pater, от portus, «порт») — бог-охранитель входной двери, или просто входов - родственный древнему италийскому божеству Янусу. Впоследствии Портун стал также богом гаваней, портов и отождествился с морским божеством Меликертом. Изображался с ключом в руках. Празднование в честь Порту на проходило в Риме в августе. Имел фламина и праздник - портуналии, справлявшийся на Тибре 17 августа.

Плутон - бог хранитель подземного царства мертвых и умерших душ людей. Соответствует греческому Аиду а так же его сравнивают с Оркусом.

Робиг ((Robigo или Robigus, от robigus, «ржавчина, поражающая колосья») робигус переводится как заболевание, поражающее колосья) - божество, защищающее урожайот болезней, а римскую общину - от бедствий. Во время праздника, посвященного Робигу, приносилась в жертву рыжая собака.
В римской мифологии божество мужского (реже женского) пола, вместе с богом Авверунком («отвращающим») - римскую общину от бедствий. В таком случае искупительные жертвы приносились Робигу в посвящённой ему роще фламином Квирина. В праздник робигалии (23 апреля) процессия одетых в белое граждан во главе с фламином Квирина направлялась в рощу Робига, где приносили ему в жертву рыжую собаку (воплощение солнечного жара или ржавчины) и ягнёнка с просьбой охранить колосья. Рыжая собака с той же целью приносилась в жертву незадолго до робигалии в ритуале augurium или sacrum canaris (от canis, «собака») неизвестному божеству.

Рома — богиня, олицетворяющая Рим. Интересно, что первый храм в честь Ромы был построен лишь в 195 г. до н. э. в Смирне, а не на территории Италии. В самом Риме храмы в честь Ромы были воздвигнуты лишь во время Октавиана Августа. Часто Рома изображалась на римских или азиатских монетах стоя, сидя или опираясь на щит при этом иногда Рома изображалась вместе с Никой, богиней победы. До сих пор сохранились развалины храма в честь Ромы, воздвигнутого во времена императора Адриана в Риме.
Впервые изображения Ромы, увенчанной Фидес, появляются в 204 до н. э. на монетах южноиталийских Локр. Во 2 в. до н. э. её культ стали учреждать попавшие под власть Рима города восточных провинций. Статуи Ромы восточные города и народы посвящали также Юпитеру Капитолийскому. Иногда культ Ромы сочетался с культом римских полководцев, например Т. Фламинина (Plut. Flamininus 16). В правление Августа культ Ромы как на востоке, так и на западе соединяется с почитанием обожествлённого Цезаря и самого Августа. Август и Рома получают общие храмы и общих жрецов. Император Адриан посвятил богине сопровождавшийся играми праздник. Монеты с легендами Ромы: Августа, Вечная, Непобедимая, Счастливая и пр. - чеканились почти всеми римскими императорами.

Румина - богиня кормления младенцев. Священным деревом Румины была смоковница, плод которой по форме был похож на грудь женщины. В Риме была смоковница, посвященная Румине, посаженная либо на Палатине, либо на Комиции. Овидий упоминает о руминальской смоковнице, стоящей на Палатине: «Было там дерево, пень которого цел и доселе, Румина это, она Ромула фигой была». В отличие от других культов, поклонение Румине за несколько столетий не претерпело практически никаких изменений.

Салация - богиня источников. Супруга Нептуна. Позднее ее заменила Амфитрита, а Салация стала обычным божеством источников.

Салюта (Салюс, alus, «здоровье») - богиня здоровья и благополучия. Храм, посвященный Салюте, находился в Риме на холме Салютаре. В период осеннего прекращения военных действий к Салюте обращались, как к посреднице, с просьбой дозволить молить Юпитера и Рому о благополучии Рима. К ней также обращались больные с просьбой об исцелении так же как и к Эскулапу и Асклепию. Обычно изображалась с шаром у ног и жертвенной чашей.
Возможно, некогда почиталась на вершине Салютаре (одной из вершин холма Квиринал), после синойкизма став общеримской. С ней был связан древний, возобновлённый Августом обряд augurium Salutis - в период прекращения военных действий ежегодные обращения к богам с вопросом, дозволено ли просить о благополучии Рима. Салюс имела несколько храмов и жрецов, иногда обслуживавших также культ Spes Bona («надежды на лучшее»). Как Салюс Августа, Салюс римского народа, Салюс войска изображалась на монетах императоров.

Сатурн (Saturnus) — один из самых древних богов, ему поклонялись как покровителю посевов и полагали, что Сатурн отчасти властен над царством мертвых. Впоследствии, под влиянием проникновения греческой культуры и мифологии в Рим, Сатурн был отождествлен с Кроносом, олицетворяющим всепожирающее время. Сатурн почитался также как древний царь Лациума, где он правил вместе с Янусом после того, как был изгнан своим сыном Юпитером на землю. Именно в храме Сатурна, построенном в Риме в 497 г. до н. э., хранилась государственная казна республики. Женой Сатурна была Опс, отождествляемая с Реей. По характеру Сатурн был мрачным и жестоким, но праздники сатурналий в его честь отличаются весельем и разнузданностью.
Происхождение имени Сатурна, связывавшееся в народной этимологии с корнем sat, «сеять» (что делает его богом посева, семян), современными исследователями отвергается, как и определение его как хтонического божества мира мёртвых. Не позже начала 3 в. до н. э. стал отождествляться с Кроносом (пожирающим своих детей), что дало повод интерпретировать его как неумолимое время, поглощающее то, что породило, или как семя, возвращающееся в породившую его землю. Под влиянием представлений о Кроносе Сатурне, каковы бы ни были его первоначальные функции, стал почитаться как бог золотого века, один из первых царей Лация (куда, согласно версии мифа, он бежал, низложенный своим сыном Юпитером, и где был принят правившим там Янусом, разделившим с ним власть). Сатурн научил своих подданных земледелию, виноградарству и цивилизованной жизни, почему вся страна стала называться «землёй Сатурна». Посвящённый Сатурну праздник сатурналии (17 декабря), первоначальный характер которого неизвестен, был в 217 до н. э. преобразован по образцу греческих кроний. Во время праздника господа и слуги менялись своими обязанностями, воцарялось безудержное веселье карнавального типа, люди обменивались подарками - светильниками и глиняными фигурками, избирался шуточный царь сатурналий; эти праздники рассматривались как воспоминание о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства, пользовались большой популярностью и постепенно растягивались до 5-7 дней. В храме Сатурна хранилась государственная казна. Его паредре (женскому соответствию) Луа посвящалось оружие убитых врагов, возможно, для искупления пролитой крови и для отвращения её вредного влияния на посевы. Культ Сатурна был мало распространён, в основном в Африке, где тот слился с местными ваалами и имел многочисленных жрецов и коллегии почитателей, главным образом из простого народа. В астрологии планета Сатурн считалась планетой Судьбы, холодной, мрачной планетой, наделявшей соответственными качествами людей.

Семо Санкус - один из богов, в котором проявились черты латинского бога неба и сабинского бога земли. Семо Санкус наблюдал за верностью клятве землей и небом, считавшейся одной из самых священных. В 466 г. до н.э. Семо Санкусу был посвящен в Риме храм.

Сенектута - богиня старости. Ей воздавали почести сначала с сорока пяти, а затем, с увеличением продолжительности жизни и в последствии развития врачебной науки, - с шестидесяти лет. Культ Сенектуты символизировал уважение к главе семейства и прочность родового очага.

Сильван (Silvanus, от silva, «лес») — один из самых популярных богов римского плебса и рабов, его широко почитали в сельской местности. Он отождествлялся с греческим Паном. Сильван был хранителем сельскохозяйственных угодий и усадеб, также считался покровителем диких и домашних животных, полезных ископаемых и растительности. Его изображали обычно в одежде сельского жителя с серпом или мотыгой в руке. Сильвану поклонялись многие жрецы, справлявшие весной праздники в честь Сильвана. Буквально в каждом крупномпоместье Сильвану посвящалась роща или сад. Он родился от уроженки Тускула Валерии, но есть версия, по которой он был рожден козой от человека. Есть также версия Почитателей бога Митры, по которой Сильван — это бог стад, являющийся душой быка, убитого самим Митрой.
Сильван не имел официального культа и был мало известен в период Римской республики. В период империи самый популярный бог плебеев и рабов. Он стал покровителем и даже инициатором культурного земледелия, хранителем дома, усадьбы, имения и его границ, где ему посвящалась роща, защитником земельных владений от покушений захватчиков, божеством растительности, животных, гор, скал, металлов и вместе с тем могучим верховным богом - «спасителем, борцом, непобедимым, небесным, пантеем», а также человеком (по одной версии, сыном раба и козы, по другой - сыном тускуланки Валерии от кровосмесительной связи с отцом), подобно Гераклу заслужившим апофеоз за труд на благо людей. Чрезвычайно многочисленны были культовые коллегии Сильвана, имевшие своих жрецов, справлявшие в его честь весенние праздники растительности, воздвигавшие ему святилища, не только за свой счет, но и своим трудом, приносившие ему в дар лесные и садовые участки, фонтаны, сосуды, колонны, статуи бога, изображавшегося в крестьянской одежде, с серпом, плодами, деревом, собакой,козой, змеей - хранительницей дома. В надписях часто упоминаются посланные Сильваном сны, видения. Его благодарили за исцеление, удачу, освобождение от рабства, от него ждали награды в загробной жизни за честную трудовую жизнь, символизировавшуюся уровнем и угломером, также иногда фигурировавшими в дарах Сильван. Противостоя богам официального пантеона, он как бы воплощал протест народа и рабов против морали и культуры высших классов. Последние же причисляли Сильвана к «черни земных богов», трактовали его как мятежника, врага богов небесных, как низкую материю, «отброс всех элементов». Культ Сильвана был широко распространён в западных провинциях, где с ним отождествлялись боги сходного характера.

Стеркул - божество удобрения полей. Умению удобрять поля Стеркул научился у Геракла, который в свою очередь перенял это у Авгия.

Сумман - бог ночных молний и ночной росы. В Риме был построен особый храм в его честь, но постепенно куль Суммана перестал отправляться под влиянием жрецов Юпитера, настраивавших, чтобы все жертвыы для отвращения молний, римляне приносили только Юпитеру.

Тацита - богиня молчания у римлян. Исповедниками ее культа в основном были глухонемые, а так же рабы, у которых за какую либо провинность был вырван язык. Культ Тациты способствовал адаптации людей, потерявших речь или слух, так как именно в среде его исповедников обучали языку жестов.

Теллура, мать-земля, была одной из древнейших богинь. Она олицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, что нужно человеку для существования. Она же считалась владычицей землетрясений и властительницей живых и мертвых. По преданию первой служительницей Теллуры ее называли еще «Светлой богиней»)была жена пастуха Фаустула (нашедшего и воспитавшего близнецов Ромула и Рема, которую звали Акка Ларенция. У нее было 12 своих сыновей, и все они дружно помогали матери таив;жертвоприношениях в честь богини Теллуры. Когда один из братьев умер, его место занял Ромул Став римским царем, Ромул учредил жреческую коллегию из 12 человек, которая называлась коллегией арвальских братьев (от латинского слом арвум—пахотный, полевой). Раз в году совершался торжественный обряд жертвоприношения «Светлой богине», чтобы она ниспослала хороший урожай на поля римских земледельцев. О временник проведения этого празднества, приходившегося обычно на вторую половину мая, перед наступлением жатвы, объявлял заранее глава арвальских братьев. Ритуал соблюдался очень строго, так как малейшее нарушение могло навлечь недовольство богини и, следовательно, угрозу урожаю. Вся церемония длилась три дня. В первый и последний день. Жрецы собирались в городе, в доме главы арвальских братьев. В парадных одеждах они возносили жертву Теллуре вином и благовониями. Затем происходил обряд благословения хлебов, увенчанных лавровыми листьями, и колосьев прошлого и нового урожая. Несколько позже устраивалась общая трапеза жрецов с совместными молениями и возлияниями вина на алтарь Теллуры. По окончании обряда участники его с пожеланиями счастья подносили друг другу розы. На второй день праздник переносился в священную рощу «Светлой богини», где находился ее храм и здание с пиршественным залом для священных трапез. Ранним утром глава коллегии приносил очистительную жертву—двух свиней и одну телку. После полудня, надев венцы из колосьев, с покрытой головой они все направлялись в рощу, где приносили в жертву жирную овцу, ладан и вино. Затем совершалось возлияние, и арвальские братья направлялись на ближайшее поле за колосьями, срезали их и передавали, перекладывая из левой руки в правую. Эта процедура повторялась дважды, после чего ее проделывали с хлебцами, которые жрецы, войдя в храм, распределяли между собой. Заперев храм и удалив оттуда всех посторонних, арвальские братья начинали священную пляску, распевая при этом гимн, слова которого им самим были уже непонятны.И поскольку запомнить их было трудно, а ошибка грозила гневом богини, то у всех были специальные богослужебные записи, которым они строго следовали. Безусловно, это были древние заклинания о ниспослании урожая, обращенные к земле.

Теллус, Tellus, Tellus Mater аналогична Terra Mater, «мать-земля» в римской мифологии богиня плодородной земли, одна из богинь подземного мира, древний символ изобилия. Царем Нумой в честь Теллус был установлен праздник Фордиции, на котором ей приносили в жертву стельную корову. Этот праздник проходил 15 апреля. В середине декабря в честь Теллус и Цереры был также установлен праздник, на котором обеих богинь молили о защите зимних посевов. На этом празднике фламины приносили жертву, произнося при этом имена двенадцати богов, символизирующих разные периоды работы хлебопашца. Перед началом жатвы Теллус приносили в жертву свинью. Часто Теллус отождествляли попеременно с Вестой, Юноной и Церерой, но позднее культ Теллус был практически вытеснен культом Цереры, хотя Вергилий в «Энеиде» назвал Теллус «первой из богов».
Призывалась понтификами вместе с Теллумоном, Альтором (кормильцем) и Рузором (возобновляющим плоды земли). Праздник Фордицидии (15 апреля) в честь Теллус был якобы установлен Нумой по предписанию Фавна, явившегося царю во сне в священном лесу, где он спал, чтобы узнать причину неурожаев. Во время Фордицидии жрецы отдельных курий и понтифик на Капитолии приносили Теллус в жертву стельную корову. Теллус вместе с Церерой в декабре посвящался праздник, когда во имя защиты зимних посевов фламин приносил богиням жертву, призывая двенадцать богов, ведавших отдельными этапами работы хлебопашца. Теллус призывалась также при заключении браков. Как богине подземного мира ей приносилась очистительная жертвафамилией, член которой умирал; её, так же как манов, призывали, обрекая врагов подземным богам. Дающие клятву именем Юпитера и Теллус касались земли при упоминании Теллус. Как символ дарованного Августом гражданам изобилия Т. изображена на алтаре мира.

Термин (Terminus) - божество границ, покровительствовал пограничным камням и столбам. В Древнем Риме границы считались священными, поэтому закономерным стало введение культа Термина Титом Тацием, который освятил пограничный камень на Капитолии в Риме. Позднее царь Нума Помпилий ввел праздник Терминалий, который отмечался 23 февраля. Сам Нума впервые разделил земли под Римом на участки, в которые входили целые поселения и отдельно стоящие хозяйства, объединенные единым управлением и религиозным культом. Нума же установил закон, по которому землепашец, который сознательно выкопает пограничный камень, подлежит проклятию, что было равнозначно преданию смерти вместе со своими пахотными животными. В Риме имелось два Термина — Капитолийский и общегородской, культ которого был введен, по легенде, в начале строительства Рима. Римляне тщательно готовились к установлению границ: каждый межевой столб или камень натирался благовониями и увешивался венками и лентами. В ямах, куда устанавливались столбы или камни, сжигались жертвы Термину; дно ямы усыпали плодами и поливали вином. Во время терминалий римляне увешивали венками пограничные камнии столбы, их могли окропить кровью жертвенных животных. Праздник в честь Термина способствовал сближению соседей и прекращению вражды. Древние римляне считали, что Термин — доброе божество, примиряющее спорящие стороны.
При межевании земли и установке межевого камня Термина также приносились жертвы. Учреждение культа Термина приписывалось Нуме и связано с представлением о святости и нерушимости частного владения, отразившемся в культе Силъвана. Сдвинувшего межевой камень с целью захвата чужой земли в древнейшее время предавали проклятию, впоследствии он нёс за это ответственность как за уголовное преступление. Кроме большого числа Терминов, существовал культодного Термина; изображавший его камень был помещён в Капитолийском храме (Ovid. Fast. II 667 след.), что символизировало нерушимость границ Рима и их постоянное расширение. Согласно легенде, этот Термин вместе с Ювентой остались на Капитолии, когда царь Тарквиний Древний решил заложить храм Юпитеру на Капитолии и жившие там божества удалились.

Фабулин - божество, покровительствовавшее обучениею ребенка речи. Входил в круг богов покровителей младенцев.

Фавн (Faunus, от favere, «помогать», также Fatuus, Fatulcus, от fatuor, «быть одержимым», fando, «пророчествовать» — системе бог-покровитель лесов, полей, пастбищ, а также животных. Этот бог аналогичен древнегреческому Пану. Имело место представление о множестве Фавнов —лесных духов. Фавн мог предсказать будущее. Он любил устраивать проказы — похищать детей, насылать на людей кошмары и т. п.
С именем Фавна связаны два праздника — фавналии (в декабре) и луперкалии (15 февраля). Ему приносили в жертву козлов и собак. Луперкалии — скотоводческий праздник, ибо Фавн выступал как покровитель скота и земледелия. Он спасал стада от волков. Отсюда и название праздника («лупус» в переводе с латинского означает «волк»).
Существовали представления как о множественности Фавнов., так и об одном Фавне, женским соответствием которому была Фавна, Фатуя, впоследствии считавшаяся его дочерью и известная как Бона деа.
При шуме леса или во сне Фавн давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом. Хитростью пойманный Нумой вместе с Пиком, он был вынужден открыть ему, как следует отвращать молнию Юпитера. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей, посылавшим болезни и кошмары. Как Инуй или Инкуб вступал в связь со всеми животными и соблазнял женщин. Учреждение культа Фавна, отождествлявшегося с аркадским Паном, приписывалосьЭвандру. Он отправлялся в гроте на склоне Палатина, называвшемся Луперкалий (от lupus, «волк») и обслуживался коллегией луперков. В праздник луперкалий (15 февраля) луперки приносили Фавну жертву - собаку и козла. После жертвоприношения луперки, обнажённые, с козьей шкурой на бёдрах бежали вокруг Палатина,стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, что должно было сделать их плодовитыми. Луперкалий были пастушеским праздником очищения и плодородия, отвращения от стад волков и, возможно, были связаны некогда с культом волка, выступавшего как бог Луперк и затем слившегося с Фавном. Особенно почитался Фавн крестьянами, как покровительскотоводства и сельской жизни. Считался также одним из царей Лаврента, сыном Пика, отцом Латин.

Фауна (Фавна) — богиня лесов и полей в римской мифологии. Ее считали супругой Фавна. От ее имени происходит название животного мира — фауна. Изображалась она с рогом изобилия в руках и змеями, В честь богини Фавны справлялись празднества - фавналии.

Фамес- персонификация голода и мучительной голодной смерти. В древнегреческой мифологии Фамес отождествлялась с Лимос, дочь богини раздора Эриды и Диспатера.

Фатум (Fatum, «рок», «предопределение», «судьба») — предопределение и неотвратимость судьбы. Олицетворяется в богинях судьбы парках, а в греческой мифологии в мойрах. Определявших участь человека со дня его рождения.

Фебрис - богиня лихорадки в древнеримской мифологии. Из дошедших до наших дней посвящений этой богине видно, что почитались Фебрис Тертиана (богиня лихорадки с приступами раз в три дня) И Фебрис Квартане (богиня лихорадки с приступами раз в четыре дня). На Палатине, одном из семи холмов Рима Фебрис имела свое святилище. Этой богине подносились лекарства, которые давались заболевшим лихорадкой. Два храма располагались на холме Quirinal и Velia. Особенно почитала в болотистых местностях, где процветала малярия.Именно поэтому культ богини Фебрис играл там большую роль.

Ферония - (Feronia) - богиня цветов, полей и лесов, целебных трав, подземного царства, близкая Бона Деа. Она пользовалась особым почитанием у рабов и вольноотпущенников. Ей был посвящен храм в Таррацине. в котором предоставляли свободу рабам. В храме стояла скамья, на которой была надпись: "Пусть сядет достойный раб и встанет свободным". В ряде мест культ Феронии отождествлялся с культом Юноны, супруги Юпитера.
В Италии главными местами её культа были роща в Капене и храм в Таррацине, где она считалась супругой Юпитера и отождествлялась с Юноной. В этом храме, где стояла скамья с надписью «пусть сядет достойный раб и встанет свободным», производился отпуск на волю рабов, что сделало Феронию особенно популярной среди рабов и отпущенников. В 217 до н. э. в связи с нашествием Ганнибала отпущенницы по указанию сивиллиных книг собрали деньги на подарок Феронии одновременно с даром Юноне матрон.

Фидес (Фидея, Fides «верность») — богиня, олицетворявшая верность, преданность. Один из храмов в Риме был посвящен этой богине.В ее честь был построен храм и на Капитолийском холме, в котором хранились договоры Рима с другими государствами. Изображалась Фидес на римских монетахв виде женщины с плодами и колосьями в руках, а также с птицей — горлицей. Культ Фидес в Риме установил Нума Помпилий, один из древнеримских царей. Эта богиня считалась хранительницей устоев нравственной системы римского общества, гордившегося верностью принципам своего жизненного уклада и клятвам.
Вместе с Пиетас (божеством исполнения долга перед богами, родиной, родителями) Фидес считалась основой общества и добродетелей римлян, гордившихся своей исключительной верностью клятве. Фидес была тесно связана с призывавшимся при клятвеЮпитером и слившимся с ним божеством верности Диус Фидиус, а также с понятием foedus, «союз», который заключался с торжественными жертвоприношениями главой коллегии фециалов с богами. Фидес играла большую роль во всех сферах жизни римлян. В 1-ю Пуническую войну Фидес был посвящён на Капитолии храм, ставший архивом международных договоров. Фламины приносили жертву Фидес, обернув тканью правую руку, посвящённую богине, так как соединение правых рук (частоизображавшееся на монетах с Фидес) символизировало верность заключённому договору. В период империи Фидес часто изображалась на монетах как Фидес Августа, Фидес. войска, Фидес конницы и т.д.

Флора (Flora, от flos, «цветок») — богиня цветов, садов и юности. В честь богини были установлены празднества (с 28 апреля по 3 мая) — флоралии. В эти дни на ее алтарь возлагались цветущие колосья. Все участники празднеств украшали себя и животных цветами, одевалисьв яркие одежды. Чествование Флоры способствовало, по их мнению, урожаю плодовых и злаковых растений. Игры в честь Флоры были весьма раскованньдми, с элементами разнузданности, в них принимали участие простолюдины и женщины легкого поведения. Изображалась Флора в виде красивой молодой женщины с цветами в руках. Многие великие художники (Тициан, Рембрандт и др.) обращались к образу Флоры.
Учреждение культа Флоры приписывали Титу Тацию, который воздвиг ей алтарь и дал фламина. В праздник в честь Флоры флоралии на её алтарь приносили цветущие колосья. По какой-то причине праздник пришёл в забвение и был восстановлен по указанию сивиллиных книг в связи с неурожаями в 173 до н. э. Игры в честь Флоры сопровождались весёлой разнузданностью, при участии простого народа и проституток.

Фонс (Фонт Fons, «водный источник») - божество источников и фонтанов. Он был сыном Януса и нимфы вод Ютурны. В его честь были установлены празднества - фонтаналии, которые отмечались 13 октября. В этот день в источники бросали венки из цветов. Служителями его культа могли быть и рабы. Поэтому он был очень популярен среди рабов.
Особенно Фонс почитался ремесленниками; как кормилец фамилии, он был популярен у рабов, из среды которых вербовались служители его культа.

Форнакс (Форнака, Fornax "печь") - богиня домашнего очага и печей, в которых сушили зерно. В честь этой богини установлены празднества - форнакалии (в феврале), во время которых благодарили богиню за хлеб и зерно нового урожая, выпекали лепешки.

Фортуна, (Fortuna)- богиня счастья и удачи. В греческой мифологии ей тождественна богиня Тихе.
В ранний период развития римской мифологии она была богиней плодородия и урожая, покровительницей рожениц. Культ Фортуны в Риме ввел Сервий Туллий, который считал, что благодаря покровительству этой богини он превратился из сына рабыни в царя. В честь богини царь соорудил несколько храмов.
Фортуна была покровительницей как отдельного человека (мужчины или женщины), например, того или иного полководца, так и целого легиона, коллегии.
У нее было много наименований — Победа, Воительница, Добрая, Постоянная и т. п.
В поздний период Римской империи ее изображали с рогом изобилия в руках.
В классическое время Фортуна идентифицировалась с греческой Тихе. Первоначально богиня урожая (об этом свидетельствует происхождение её имени - от глагола ferre, «носить»), материнства, женщин. Как богиню плодов Фортуну почитали садоводы, её праздник (11 июня) совпадал с днём богини плодородия и деторождения Матер Матуты. Фортуна с эпитетом «девственная» посвящали свою одежду невесты. Фортуна - защитница женщин, культ которой был введён матронами в благодарность за то, что по их просьбе Кориолан пощадил Рим, покровительствовала женщинам, бывшим лишь раз замужем. Впоследствии, возможно, под влиянием пренестинского культа Фортуны Примигении («первородной») она стала богиней судьбы, счастливого случая. Введение культа Фортуны связывалось с царём Сервием Туллием, ставшим благодаря любви Фортуны из сына рабыни царём и воздвигшим ей несколько святилищ. Фортуну почитали как -«судьбу сегодняшнего дня», «данного места», «частных дел», «общественных дел», «доброй судьбы», «злой судьбы», «мужской судьбы», «милостивую» и пр. Из надписей императорского времени известно о существовании алтарей Фортуны-покровительницы, воздвигнутых отдельными легионами, корпорациями, ремесленными коллегиями, фамилиями, лицами, где она фигурировала вместе с пенатами. Она изображалась на монетах почти всех римских императоров. Её культу были близки культы Фелицитас- персонификация счастья. Bonus Eventus - хорошего исхода, Mens Bona - стойкости духа. Сближалась Фортуна также с Исидой и Немесидой. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) или с повязкой на глазах.

Фурии Furiae, от furire, «неистовствовать» — богини возмездия и мучающейся совести. Фурии девы-демоницы Тисифона, Алекта и Мигера. Они преследуют преступников пока не убьют его. Вокруг них распространяется зловоный запах который не всякий сможет вытерпеть. В греческой мифологии им аналогичны эринии.

Церера (Ceres) - богиня плодородия, созревания злаков, покровительница материнства и брака. Жрецом Цереры был представитель плебеев.Ее почитали крестьяне. В честь богини справлялся праздник - цериалии (апрель). Храм этой богини являлся убежищем для плебеев. Постепенно куль Цереры сблизился с культом Деметры, с которой отождествляли эту богиню.
Цереру глубоко почитали римские земледельцы. В честь ее устраивались торжественные празднества—цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалии особенно ревностно соблюдались низшими классами—плебеями. Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры слился с культом «Светлой богини» (Теллуры) но праздник цереалии с его весельем и широким гостеприимством сохранился.
Она также богиня подземного мира, насылавшая на людей безумие, а также богиня материнства и брака (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сельской общины (пага), защитница его урожая от грабителей (ей посвящался казнённый за ночную кражу урожая). Впоследствии Церера считалась только богиней злаков и урожая, пользуясь как таковая большим почётом, особенно среди крестьян, справлявших посвящённые ей цереалии и призывавших её во время паганалий . В эпоху борьбы патрициев и плебеев Церера возглавляла плебейскую триаду (Церера, Либер и Либера) богов, которой в 493 до н. э. был сооружён кампанскими мастерами храм в долине между Палатином и Авентином, где плебеи издавна почитали земледельческих богов Сею, Сегетию, Мессию, Тутулину, которых Церера заменила, и где был подземный алтарь Конса. Есть мнение, что Церера всегда была богиней плебса, т. к. её фламин был плебей, возможно, жрец плебейской общины, а цереалии были включены в календарь Нумы в связи с приобщением части плебеев к римской общине, Храм плебейской триады боговстал центром борьбы плебеев с патрициями, архивом плебейских магистратов, убежищем для преследуемых плебеев, местом раздачи им хлеба (Церера отождествлялась с богиней Пандой или Эмпандой, в храме которой кормили голодных). После примирения патрициев и плебеев Церера стала почитаться как общая богиня, но её старая роль ожила с обострением противоречий между народом и нобилитетом, когда Церера была противопоставлена богиня нобилитета Кибела. Церера вместе с Теллус были посвящены праздники жатвы, а также зимнего посева (сементивы, 13 декабря) и цереалии (19 апреля). Цереалии сопровождались цирковыми и сценическими играми, травлей лисиц, к которым привязывались горящие факелы, и разбрасыванием орехов, что должно было защитить от зноя посевы и стимулировать их рост. В 3 в. до н. э. Церера сближается с Деметрой, Либера с Прозерпиной - Персефоной. Культ Цереры эллинизируется, появляются женские мистерии Цереры, праздник встречи Цереры. с вернувшейся от Плутона дочерью, которому предшествовал девятидневный пост и воздержание. С Церерой (как и с греч. Деметрой) связывается изобретение земледелия и введение законов, приобщивших людей к цивилизации.

Эпона - галльская богиня, покровительница коневодства. Ее культ зародился в Галлии, римской провинции, и стал распространяться по всей Римской империи. Богиню рисовали сидящей верхом на лошади или стоящей рядом с ней. Изображения богини были в лагерях легионов и в конюшнях.

Эскулап - бог исцеления, бог врачеватель. Культ бога Эскулапа был аналогичен культу бога Асклепия в греческой. По преданию, культ Асклепия был перенесен в Рим по совету дельфийского оракула, чтобы прекратить эпидемию чумы. Когда корабль, везший Асклепия, принявшего вид змеи, вошел в реку Тибр, змея нырнула в воду и выплыла на островок, где римляне впоследствии воздвигли храм в его честь. В храме было множество священных змей и собак. Больные, обратившиеся к Эскулапу за помощью, во сне получали исцеление или узнавали способы лечения.

Ювента (Juventas, «юность») богиня - покровительница мужчин от 17 до 43 лет, которые делали взнос в кассу храма после того, как достигали возраста мужей. Ювента олицетворяла собой вечную молодость Рима. Почиталась на Капитолии вместе с Юпитером, что символизировало вечную молодость Рима. Отождествлялась с греч. Гебой.

Юнона (Juno) — богиня луны и охранительница женщин; у этрусков была известна под именем Уни, у греков отождествилась с Герой, супругой Зевса. В римском пантеоне Юнона — супруга Юпитера и покровительница брака, замужних женщин и рожениц, причем, считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина - своего Гения). В ее честь 1 марта римские женщины справляли семейный праздник — матроналии. Постепенно Юнона приобретала новые эпитеты. Соспита («вспомоществующая»), воинственная Популона и Куритис, изображающаяся в колеснице, Фульгура («молнии - мечущая»), Монета («советница»); в ее храме печатались деньги. С завоеванием Римом Италии культ Юноны из италийских городов переместился в Рим, что придало ей новые функции и эпитеты: «царица», Луцина («светлая»), «выводящая ребёнка на свет» («родовспомогательница»), Календария - богиня начала каждого месяца - календ, Румина («кормилица»), Фульгура («молниемечущая»). Монета («советница»), в храме которой чеканились деньги, Оссипага («дающая скелет зародышу»). Вместе с Юпитером и Минервой входила в Капитолийскую триаду, которой был посвящён храм на Капитолии. Культ Юноны осуществлялся гл. обр. матронами; конкубинам прикасаться к её алтарю запрещалось. Женскими праздниками считались посвящённые Юноне. Луцине Матроналии (1 марта) и неясного происхождения Ноны Капротины (7 июля), в последнем участвовали и рабыни, принося совместно со свободными жертву Юноне под священной смоковницей. Она призывалась при заключении браков, ей приносили благодарственные жертвы после родов, а приближавшиеся к её храму не должны были иметь на себе узлы, как затрудняющие роды. Как богиню плодовитости Юнону связывали с Фавном. В провинциях Юнона отождествлялась с другими богинями, имевшими сходные функции. В философских теориях Юнонаотождествлялась с землей или воздухом, лежащим ниже Юпитера-эфира.

Юпитер - (Juppiter, Jovis Pater, от iuvare, «помогать», первоначально Diovis, «блестящий», Diespiter, Dispater, «отец дня», отсюда его жрец - flamen dialis) - бог неба, света, грома и молнии, царь богов в римской мифологий, отождествлялся с греческим богом Зевсом. (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый») Юпитер совмещал в себе функции множества местных божеств. Он покровительствовал земледелию, виноградарству, его именем клялись, он был хранителем границ, защитником свободы, богом войны и победы. Являясь «отцом богов», Юпитер вместе с тем созывал совет из богов. Значение культа Юпитера возросло после открытия Капитолийского храма трех богов — Юпитера, Юноны и Минервы («Капитолииская триада»). Юпитер становится богом римского государства, позже — императорской власти. Подминая под себя культы местных богов покоренных народов, культ Юпитера способствовал в дальнейшем распространению идеи единого бога.
По теории Ж. Дюмезиля, Юпитер - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер, Марс, Квирин. По мнению Дж. Фрейзера, Юпитер - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий (от lux, «свет»), ему были посвящены дни полнолуний - иды. Почитался на возвышенностях и в виде камня (Юпитер Лапис). Функции Юпитер были разнообразны, т. к. он совместил в себе черты местных италийских богов. Он считался гарантом верности клятве; как Юпитер Термин - хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Юпитер с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из богов, «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Юпитера был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Юпитером. Значение культа особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Юпитеру, Юноне и Минерве. Юпитер с эпитетом «наилучший, величайший» (Optimus, Maximus) становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Юпитерстал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог («все полно Юпитер»), как душа или разум мира, эфир, всё порождающий и принимающий в себя.

Юстиция — (Justitia, «правосудие», «право»), богиня правосудия, права, в Риме со времени императора Тиберия (1 в.) обожествлённое понятие. Юстиция имела храм и жрецов, но по популярности уступала богине Эквита с (Aequitas «справедливость»), которую изображали с весами.

Ютурна, (Juturna) В римской мифологии сначала нимфа ручья в Лавинии, затем у храма Весты. Имела храм в Риме. Вода из ее ручья считалась целебной. По одной версии — Ютурна — жена Януса и мать Фонса, по другой — сестра царя рутулов Турна и возлюбленная Юпитера.
В честь Ютурны справлялись ютурналии. Имя Ютурна производилось от iuvare, «помогать», т. к. её ручей считался целебным.

Янус («двери», «ворота») — бог входов и выходов и олицетворение всякого рода начал. В молитвах его имя называлось первым. По преданию, Янус был первым царем Лация. Он научил людей земледелию, кораблестроению и покровительствовал морякам. Янус изображался с 365 пальцами (по числу дней в году), с ключами и двумя лицами, обращенными в разные стороны. Это означало, что он знает и прошлое, и будущее. Почитался он также как бог договоров и союзов. Ему были посвящены в Риме разные храмы, так какой почитался не меньше самого Сатурна, которого, как гласят легенды, Янус когда-то принял и разделил с ним власть. Его праздник, агонии, справлялся 9 января в жилище самого царя. Жрецом Януса был заместитель царя по этим вопросам, возглавлявший всех римских жрецов. Царь Нума Помпилий посвятил ему двойную арку на форуме, крытую бронзой и опиравшуюся на колонны, что в итоге создавало ворота, которые отпирали только во время войны. В мифах о Янусе прослеживаются истоки древнейших верований, где Янус представал как первобытный Хаос, из которого возник весь мир. В этом процессе становления Янус превращается в бога-блюстителя мирового порядка, вращающего ось мира.

Печать к форме Мнение о материале

Добавил: Нехристь | Просмотров: 5554 | Нет комментариев

Похожие Пантеоны богов


Добавлять комментарии могут только Демоны Ада.
Занять место в Аду | Вход