При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter
ОБЯЗАТЕЛЬНА!!! Символы — условные знаки, в основе которых лежат простейшие и древнейшие начертания (точка, линия) или геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг и др.), а также знаки, существовавшие с древнейших времен у разных народов для обозначения светил, планет, звезд и стихий (земли, воды, огня, воздуха, ветра, грома, молнии) или для обозначения самого человека, его жизни, смерти и пола. Все эти древнейшие символы, имеющие вариации в начертании у разных народов, но всегда представляющие собой условные знаки, а не рисунки, являются классическими символами. Кроме них имеются еще прикладные символы, составляющие обширный класс. Это все те условные знаки, которые возникли на протяжении развития наук и искусств для обозначения разных специальных понятий в этих отраслях знания. Сюда относятся и всем известные математические символы (плюс, минус, квадратный корень, интеграл и т.д.), знаки Зодиака, астрономические символы, символы алхимиков (т.е. обозначающие металлы, соли, кислоты), музыкальные символы (т.е. знаки ключей — скрипичного, басового) и т.д. и т.п. Из современных прикладных символов широко известны топографические знаки, военно-морские символы, филателитические, генеалогические и др. Таким образом, можно считать, что символом признается любой знак, имеющий геометрическую или иную условную форму и отражающий в этой абстрактной форме то или иное понятие, связанное у человека с получением определенных знаний. Символы родились, возникли как результат познания человеком окружающего мира, они пришли, по существу, через науку или через религию в ту пору, когда религиозные представления либо заменяли собой науку, либо целиком отождествлялись с ней. Символ, следовательно, концентрированная условная абстрактная форма отражения и фиксация научных (или религиозных) знаний человека при помощи стилизованного знака. Чрезвычайно древнее существование символов, их историческое развитие и роль, которую они играли в качестве знаков, оповещавших другие народы о крупнейших национальных, религиозных или политических движениях, сделали подавляющее большинство их всемирно известными. Те же символы, которые пришли через науку нового и новейшего времени, также получили всемирную известность, по крайней мере в научной среде и у образованных людей. И это далеко не случайное явление, оно лежит в самой природе символа — знака, ибо знак интернационально понятен даже на самых ранних стадиях развития человека, когда еще нет языковых контактов и научное знание, переданное через знак, более доступно пониманию и запоминанию, чем знание, переданное через чужой язык. Итак, символ — это условный знак. Однако в современном языке очень часто это понятие символа смешивают с понятием символического изображения, которое для «краткости» также сплошь и рядом именуют «символом». Но символическое изображение — это иное, особое понятие, которое является вовсе не абстракцией знания, а, наоборот, его предельно ограниченной конкретизацией, поскольку каждое символическое изображение строго соответствует совершенно определенному конкретному, единственному объекту, который оно символизирует. Так, например, Эйфелева башня является таким символическим изображением, которое символизирует и может символизировать только Париж. Поэтому часто говорят, что Эйфелева башня — символ Парижа, так же, как Белый дом — символ президентской власти или правительства США, а Капитолий — символ конгресса, законодательной власти США. В прессе, в устной речи, в политических выступлениях на митинге подобные формулировки нормальны, допустимы, ибо ясно, о каком «символе» идет речь. Но с научной точки зрения это неправильно, безграмотно, ибо здесь мы имеем дело не с символами, а с иным явлением — с символическими изображениями. В нашем словаре отражены толко настоящие символы и, конечно, не может быть места для символических изображений, ибо сами они крайне эфемерны, исторически непостоянны и возникают в языке как понятие — стихийно, спонтанно, по прихоти людей — и потому не всегда имеют международное признание, одинаковое для всех стран и народов. Ведь в первые годы после ее создания Эйфелеву башню считали не символом, а позором Парижа, ибо символами его были Нотр-Дам или Лувр. Точно так же и в будущем у Парижа может возникнуть иное символическое изображение, более отвечающее духу времени. Временность, непрочность исторического существования — очень важная отличительная черта символических изображений, резко отделяющая их от «вечных» символов. Другим видом символов незнакового порядка, но подлинно символических и исторически прочных, «вечных», являются обозначения абстрактных понятий через какое-либо конкретное, свойства которого настолько хорошо известны, что ассоциация с ним дает возможность очень четко представить и символизируемое им абстрактное понятие, сделать его предельно наглядным, выразительным. Так, например, понятие несокрушимости, незыблемости, твердости легко сделать наглядным, если употребить сравнение «несокрушим, тверд, как скала». В этом случае скала будет выступать в качестве символа несокрушимости, будет символизировать несокрушимость как понятие. При этом подобный символ будет отличаться и международной известностью, будет международно признан, ибо он отвечает в одинаковой степени представлениям всех народов о свойствах скалы, и в то же время он не сможет быть отнесен к области символических изображений, ибо изобразить скалу как конкретный, определенный, всеми узнаваемый объект просто невозможно (ведь любой художник всегда изобразит скалу no-своему), так как не существует какого-либо стандарта или общенепринятого эталона для подобного изображения: скал много, они все разные, и каждый видит и представляет их по-своему, зато все едины в понимании того, что скала имеет свойство исключительной твердости, незыблемости. Это значит, что имеются такие конкретные и известные объекты, которые не имеют изобразительного эталона, не могут быть узнаны при изображении. Именно такие объекты могут играть роль символов (если у них есть яркие свойства), но не могут быть эмблемами. Уже из этого мы можем понять, что эмблема — это такое изображение, такое понятие, которое в какой-то мере является противоположностью символу. В античности слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое или политическое соглашение, условный знак, показывающий принадлежность к религиозной или профессиональной организации. Символами назывались проекты постановлений составлявшихся на общих собраниях. Кроме того, символами называли пропуска на зрелищные мероприятия, документы на получение льготного хлеба из хранилищ и римские тессары — навощенные дощечки, на которых писали военные приказы. В наше время символ рассматривают как конвенциональное (внешне не похожее) изображение, обозначение или выражение чего-либо. Начиная от абстрактных идей и заканчивая тривиальными вещами. У символа есть ряд функций, особо следует выделить две из них: 1. Символ служит для сокрытия сакрального смысла. 2. Символ средство познания и путь истины. Бытие символа распространяется в трех планах: 1. Символ — знак. 2. Символ — образ. 3. Символ — явление Вечности. Символом широко пользовались древние поэты и философы, но никто из них не дал определения символа, возможно, потому, что они считали, что символ — не только средство выражения, а тайна бытия. Символ отличается от аллегории и эмблемы, во-первых, тем, что не сочиняется и не составляется, а находится во взаимодействующей с человеком среде, включая историческую, культурную, общественную и материальную среду, и выявляется обобщенным сознанием человечества, особенно в творческом гносисе. Аллегория — искусственное построение образа, основанное на внешнем сходстве. Символ многозначен и многогранен, аллегория обычно однозначна. Аллегория сочиняется, а эмблема составляется, притом они могут меняться. Число эмблем и аллегорий может увеличиваться и убывать, а число символов ограничено. Символ имеет постоянный и устойчивый характер. Аллегория — своего рода понятие, картинка, понятие выраженное не словом, а изображением. Основной ее критерий — у аллегории нет возможности для интерпретации. Иными словами, в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находится в неразрывной связи. То есть аллегория — простая транскрипция мысли или задачка с единственно возможным ответом. Символ в отличие от аллегории многозначен и может быть истолкован различно. Символ — конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан. Вот простые примеры знака, аллегории и символа. Несложно понять, что стрела является знаком, указывающим направление, скелет с косой — аллегория смерти, а феникс — символ философского камня. Существует четыре основных вида символов: 1. Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет. 2. Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины. 3. Третий вид символов более сложен, так как выражается графически только с помощью абстракций — это числовой символизм. 4. Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов. Какова основа религиозного символа? Земной мир и духовный мир имеют одного Творца. Цель земного мира (космоса) — преображение, одухотворение и единство с духовной сферой. Земной мир действием Духа Святого через человека как образ и подобие Божие — связующее звено — должен войти в царство духа и в вечность. В идее это уже осуществилось, когда Сын и Слово Божие принял человеческую плоть. В эсхатологическом плане это завершится, когда, по словам апостола Петра, мир сгорит, но не уничтожится, и будет новое небо и новая земля. Поэтому богословы видят сходство между духовным и материальным, но сходство особой формы: материальный мир, сотворенный божественной премудростию, является иерархической системой символов, в которых зашифрована информация о вечном и бесконечном, о предназначении мира и его Творце. Это сходство и различие между идеальным и реальным, духом и материей, является основой того вида гносиса, который мы назвали бы священной символикой. После грехопадения человека произошла деформация макромира и микромира во всех их плоскостях. Деформирован космос, в него вошли распад и тление. Деформирован человек и способности его к богообщению и богопознанию, поэтому символы выявляются из общей картины мира как уцелевшие части поврежденного здания. Символ может открыться в слове, в Священном Писании и в обряде (ритуале). Символ в точном переводе этого слова означает связь, связующее начало. Он имеет в себе не только закодированную информацию, но и то, что гораздо важнее, — свойство коммуникации. Через системы символов человек включается в бытие духовного мира, соприкасается с ним глубинами своего духа, недосягаемыми для рефлексий. Поэтому расшифровка и объяснение обрядов имеют второстепенное значение: и богослов, и неграмотная женщина могут одинаково включаться в литургическую жизнь и переживать мистику богообщения. Символ может быть полностью понят только в вечности, когда будет раскрыт целевой план космоса, его динамических структур, энергетических сущностей и эйдосов (образов-идей), т.е. он может быть понят только взором, брошенным из будущего в прошлое, а в земном бытии можно фиксировать символ, но не разрешить его иерографическую задачу. Здесь важна связующая коммуникативная способность символов, т.е. включение человека в символ и обряд через веру и волю, чтобы посредством символа соприкоснуться с бездной духа, с бездной Божественного бытия. Храм это символ неба, физическое место, где вмещается бесконечное — полнота бытия, не ограниченная ничем, как человеческое тело Христа Спасителя, ограниченное в пространстве, вмещает полноту Его бесконечного и трансцендентного Божества. Здесь во времени через литургические символы открывается вечность, так как вечность — это прежде всего особое состояние, откровение Духа Святого человеческой душе. Церковные символы — это не припоминание прошлых событий и не воображение будущего, а каналы и мосты, переброшенные между двумя сферами бытия — земного, пространственно-временного, и духовно-вечного. Здесь проходит раздел между православной церковью и сектами. Для сектантов символ — это только изобразительное средство; это носитель информации, т.е. условный знак, посторонний для человеческого духа. Поэтому сектанты стремятся утилизовать символ, заменить его словом — рассудочной информацией. Стержнем сектантских собраний служит проповедь. В плане эмоционального воздействия это выражается в замене мистики светской музыкой и пением. Сам обряд и ритуал в сектантских собраниях, пишет Н. Берберова, превращен в знак припоминания тех или иных библейских событий, а иногда в их имитации. Поэтому такие обряды у сектантов, как «преломление хлеба», являются простым воспоминанием. В связи с различным отношением к символу у сектантов возникает иная система духовных ценностей, иное представление, чем у православных, о возможностях человека к богообщению, и на первом месте ставится информация. Их религиозная деятельность бурно протекает на уровне миссионерства, но застывает там, где начинается область мистики и аскетизма. Сектанты сами чувствуют потерю мистической глубины и пытаются заменить ее в одних сектах категорической уверенностью в своем спасении, в других — искусственной экзальтацией. |
|
||
Добавил: Нехристь | Просмотров: 3297 | Нет комментариев |