При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter
ОБЯЗАТЕЛЬНА!!! Ранняя история французского масонства тесно связана с наплывом во Францию английской знати после революции XVII в. В основном это были эмигранты и поклонники династии Стюартов. Первая масонская ложа была основана в 1778 г. под названием великий Восток Франции. Масонство быстро распространяется и к началу 30 годов XVIII в. во Франции числится 5 лож. Здесь можно было встретить кого угодно. Во французских ложах бывали аристократы, буржуа, революционеры. Наравне с якобинским дворянством во Франции организуются ложи английской знати, верной Ганноверскому дому. Существующий к тому времени общественный и политический строй представлялся идеальным как для французской знати, уставшей от ига королевского абсолютизма, так и для французской буржуазии, которая в свою очередь жаждала сравняться с высшим классом. Своеобразная политика короля Франции Людовика XIV, которая привела к позору и разорению в стране, не могла не вызвать протеста народа, притесняемого и духовно, и экономически. В таких условиях с большей силой ищет выхода религиозное чувство буржуазии, которую, с одной стороны, контролировала господствующая католическая церковь, а с другой стороны — полицейские преследования. Нередко поиски новой религиозной формы приводили французских искателей религиозной формы к почитанию проповедников и шарлатанов. Вследствие такого положения неопределенный идеал масонского братства со своей религиозно-нравственной окраской нашел пристанище во Франции. Масонство быстро распространяется. Ложи появляются в больших городах Франции: Лионе, Руане, Кане, Тулузе. Вместе с тем, пишет Б. Башилов, слабое развитие общественного самосознания привело к тому, что французским обществом была воспринята только внешняя сторона учения, заключающаяся в обрядности и ритуалах. Что касается содержания учения, то оно не отличалось «особой строгостью нравов», так как в большинстве своем братья проводили время в ресторанах и кабаках, где карточная игра, обеды, выпивка составляли их главное занятие. Между тем полицейские преследования не прекращались. Братьев преследовали за шумность собраний, которую они создавали своим поведением. С другой стороны их подозревали в тайном революционном заговоре. Несмотря на это, масонство пользовалось спросом. Оно стало темой дня и ему открылся путь в ряды сословия. Вместе с тем, хаотичное распространение масонства во французских провинциях, а также стремление малоосведомленных братьев постигнуть основу масонского учения, познать истину, привели к тому, что масонство в разных ложах стало представлять видоизмененный вариант. Постройка храма царя Соломона, наименование ритуалов, степеней, шотландские обряды сплелись с английским вариантом в полную неразбериху, предоставляя возможность для разных авантюристов «порассуждать на таинственную тему». Одни из них задавались целью вывести масонство «на чистую воду», другие не задавались ничем иным кроме выгоды своих честолюбивых интересов. Третьи стремились использовать масонство в своих политических замыслах. Одним из представителей авантюристского течения в обществе был Андрэ Рамзе. Он пытался установить связь между масонством и крестоносным орденом. Новый проповедник мечтал о космополитической республике. Так использование масонства в корыстных целях позволило новым его толкователям отходить от принципов философского учения масонства, вообще не принимать во внимание его основной закон. Вследствие этих причин во многих масонских ложах стали появляться высшие степени масонства, как, например «архитектор-избранник». Таким фактом служила борьба между дворянством и буржуазией. Начиная с 1755 г. Во Франции передовые люди пытались реорганизовать масонство. Таким образом, французское масонство окончательно и бесповоротно откололось от английских порядков. Первые нововведения, вошедшие в устав нового масонства, состояли в исповедовании христианской религии. А также в изобретении системы 25 степеней, разделенных на 7 рангов. Вместе с тем, следует отметить, что пагубная тяга к увеселительным заведениям не покинула на этот раз и французеких братьев. Даже близость масонства к духовенству не спасла братство от новых гонений как полиции, так и римской католической церкви. Деятельность лож постоянно осуждалась высшими представителями духовенства, в том числе и самим папой. Между тем, отмечает Г. Шустер, французские масоны высказывали терпимость в отношении религии. Основное, чего требовали масоны от властей — это неприкосновенности личности и законность, которая составляла неотъемлемую часть духовности масонского братства. Число лож непрерывно росло. В обществе началась открытая торговля масонскими печатями, удостоверениями, знаками отличия. Возникшие неурядицы подтолкнули французских масонов к необходимости проведения реформ. Эта реформа вылилась в знаменитое общественное собрание 1772—1773 гг., которое длилось несколько месяцев и получило название «Национального». В собрании принимало участие около 100 представителей разных французских провинций. Таким образом, «Национальное» собрание позволило рассмотреть проблему существования масонства во Франции. После реорганизации возникло 3 палаты администрации, Парижа и провинций. Работа в ложах подчинялась надзору 22-х провинциальных инспекторов, которые по истечении времени представляли отчеты о работе лож. Продолжая дело внутренней организации масонства, верховные представители ордена учреждают 3 символических степени, а также изобретают так называемые адаптивные ложи, в которые допускались женщины. Так, благодаря реформе ложи масонство окончательно приспособилось к существовавшему общественному и политическому строю Франции. Деятельность масонских лож свелась исключительно к делам благотворительности: помощи бедным, воспитанию сирот, поддержке инвалидов. В это время возникает модное стремление познать тайны духа и физического мира, которое пускает свои корни во Франции. Во многих масонских ложах изучается Каббала, аллегорическое толкование символов. В ложах братья задались целью перевоспитать людей. В общем энтузиазме люди стали докапываться до тайн мировых загадок, стремясь уловить смысл жизни, творчества и смерти. Благодаря этой своеобразной моде на все мистическое, в обществе наступает пора для размножения «самозванцев-мудрецов». Таких людей почитали за обладание алхимической мудростью и жизненным эликсиром. Ловкие шарлатаны открыто смеялись над легковпечатлительными особами, создавая себе тем самым ореол «мага». Одним из наиболее уважаемых был граф Калиостро, снискавший славу в странах Европы, а также его предшественник граф Сен-Жермен, известный в великосветских кругах французского двора, а также имевший благодетеля — самого короля Людовика XV. Во Франции по-прежнему существовало две ложи: великая ложа Франции и великий Восток. Преследования со стороны властей прекратились, и это позволило ложам расширить штат своих «верноподданных». Благодаря этому число лож достигло 600 по всей Франции, количеством, доходящим до 100 человек в каждой. Постепенно во Франции стали формироваться ложи, отнесенные по каким-то интересам, профессиональным признакам или объединенные каким-то научным исследованием. Во Франции близится революция. Какую роль при этом выполняло масонство? На этот вопрос существует не одна точка зрения. На участие масонства во Французской революции указывает Джон Робинсон: «в масонских ложах развился зародыш пагубных начал, разрушивших религию и нравы». Другой сторонник подобного мнения — отец Баррюэль. В своем 2-томном издании он стремиться доказать, что масонский орден был главным виновником великой революции. Вместе с тем «вольные каменщики» были как в стане революционеров, так и в стане контрреволюционеров. На самых крайних позициях стояли такие масоны, как Дантон и Марат, а на другой стороне — Местр и Тассен. Однако по утверждению большинства историков, между распространением масонских идеалов и Французской революцией 1789 г. можно усмотреть лишь связь во времени, но отнюдь не причинно-следственную связь. Об этом говорят архивные материалы. В период французской революции деятельность лож фактически останавливается: ложи как бы погружаются в оцепенение, засыпают. Некоторые масоны эмигрировали на время, другие ушли в политические клубы. Немногие ложи были способны существовать в такое напряженное время. После смерти Робеспьера масоны были так напуганы, что этот факт отбил у них на долгое время желание вести беседы с политиками. Одно занятие еще сохраняется в уцелевших ложах — это сбор пожертвований на военное обмундирование. В послереволюционное время уцелевшим ложам удается сохранить верность католической церкви, однако новые порядки в стране вынуждают их заменить масонские праздники, выбросить названия святых и принять название «Республиканских лож Франции». Вместе с тем и эти масонские ложи вызывают подозрение у сторонников революции. Ложи были запрещены. Их место заняли народные общества, демократические по составу, открытые для всех и связанные с активным центром — Якобинским клубом в Париже. Сумрачный покров террора, пишет М. Маромарко, с вает французское общество. На эшафоте гибнет главный управляющий ложами — Филипп Орлеанский, погибает ц членов великого Востока. Проходят трудные годы. Страна пробуждается от ужаса. В 1795 г. энергичный Р. де Монтаню призывает вновь к объединению уцелевших членов масонства. Однако их прежний дух «деятелей филантропии» уже исчез. Религиозное течение, когда-то воодушевлявшее его, обособляется в общество, официально признанное правительством. Ложи живут старыми традиционными формами. Растет число банкетов, вечеров патриотического характера. Следует отметить в заключение, что масонство не играло той значимой роли во Франции, какую оно играло в Англии. Оно было лишь струйкой в том могучем идейном потоке XVIII в., который закончился великой французской революцией. Основным значением масонства было увеселение общества. Масонские ложи создавались с той целью, дабы принять людей, уставших от жизни, поддержать в трудной ситуации, дать пишу для души и тела. О том, участвовало ли масонство в великой французской революции, трудно дать обоснованный ответ: с одной стороны мы видим точку зрения самих масонов, которые опровергают любое участие ордена в революционной деятельности. И вообще в какой-либо иной деятельности, порочащей доброе и славное имя масонства. С другой стороны — перед нами стоят, скорее всего, противники масонского учения, которые всеми силами стараются оклеймить «братство вольных каменщиков», зачастую не имея веских доказательств. Следует принять во внимание тот факт, что масонство находилось в самом центре событий и зачастую в него входили виднейшие передовые люди общества. Масонство не могло закрыть глаза, пропустить мимо ушей «символическую злободневную тему» — революционное брожение в обществе. Не могли и не хотели, так как они сами были членами этого же самого общества. А следовательно, это угрожающее положение вещей в истории собственной страны, очевидцами которого были они сами, никак не могло быть им УЖдым. В ложах, скорее всего, они только и делали, что обсуждали надвигающуюся революцию, поскольку ее идейными вдохновителями были и Робеспьер, и Дантон, и Бриссо и многие другие. Масонская жизнь во Франции была нарушена революционным периодом в том плане, что такие идеалы, как свобода, равенство, братство, которые воспевались и чтились масонами, не прижились в атмосфере наполеоновской эпохи. Французская революция несет на себе масонский отпечаток в том, что касается ее общих информационных принципов, но отнюдь не в ее политической действительности. |
|
||
Добавил: Нехристь | Просмотров: 1145 | Нет комментариев |