При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter
ОБЯЗАТЕЛЬНА!!! В эпоху Средневековья дворцы и соборы строились десятилетиями, а то и на протяжении столетия. Так, собор Святого Петра в Риме строился 68 лет, Кельнский собор — 632 года. При таких темпах работы камнетесам, каменщикам, архитекторам приходилось постоянно жить вблизи построек. Такое расположение вещей явилось причиной возникновения строительных артелей. Отсюда слово франк-масон (freemason)—т.е. «свободный каменщик» перешло из английского языка в другие европейские языки. Таким словом в эпоху Средневековья обозначали каменщиков-строителей XIV в. В эпоху готики, данная категория мастеров признавалась как наиболее искусная и квалифицированная. Строительное искусство более всего процветало во Франции и в Северной Италии. Согласно документам средневековые ремесленники-масоны обладали привилегией свободно передвигаться по разным землям Европы. Занимаясь постройкой соборов, замков и дворцов масонская ремесленно-строительная организация принесла неоценимый вклад мировому искусству. Первоначально оперативное (строительное) масонство не имело общей автономной организации. Постепенно с развитием гильдий в Англии, мастера-каменщики стали объединяться в корпорации, так называемые ложи. Впервые термин «ложа» появляется в 1278 г. В бумагах, связанных со строительством королевского аббатства. В оперативном масонстве Англии, пишет Н. Ланин, существовала практика кандидатского стажа, т.е. периода первоначального обучения, по окончании которого кандидат становился членом организации, полноправным участником корпорации (ложи). Степень мастера была доступной не для всех. Для ее получения нужно было иметь особую компетентность и квалификацию. Этот факт является существенным различием современного масонства, где на степень мастера мог претендовать каждый'. Ритуальный компонент оперативного масонства появляется к 1598 г. Он находился на примитивном уровне и выражался в знаках и паролях данной ложи. Масоны Средневековья ввели в свое учение различные аллегории, символы, связанные с культурой предшествующего языческого мира. Такое сочетание христианских и языческих символов переросло в понятийную структуру современного масонства. Строительные корпорации процветали в течение двух веков. Древнейшие из дошедших до наших дней документов, которые рисуют положение английских лож, относятся к середине XIV и началу XV вв. Из уставов (законов) ложи показано, что работы подобных лож совершались в закрытом помещении. За порядком работы и за поведением каменщиков следил старший мастер. Известная популярность оперативного масонства, его устойчивость в обществе (так как члены лож всегда имели и получали достойный заработок), побуждало знатных ( представителей в лице местных помещиков, баронов, богатого дворянства вступать в контакт с простыми каменщиками, часто выходцами из бедных слоев общества. Строительные ложи, отмечает Е.Б. Черняк, вне зависимости от рода своей популярности, окружили себя ореолом таинственности. Эю проявлялось в стремлении сохранить прежде всего профессиональные тайны, какие-то производственные секреты, поэтому вследствие этой причины члены лож пользовались условными знаками и символами. Цеховая замкнутость способствовала выработке спаянности, взаимовыручки и взаимопомощи строителей. Знатных господ не смущало наличие низшего сословия, ведь среди них встречались известные мастера, художники, как, например, Кристофер Рен, выдающийся зодчий Англии. Одни вступали в ложу из-за своих честолюбивых интересов, в надежде, что это поможет на пути к карьере. Другие, представители ученых кругов, вступали в орден по причине любознательности. Вскоре, в результате реформ Генриха VIII, ремесленные гильдии были лишены многих своих привилегий (как-то: вести разгульный образ жизни). Постепенно строительные корпорации стали приходить в упадок. Масоны, отказавшись от своей организации, стали уходить на заработки в другие города, обозначив тем самым переход оперативного масонства в спекулятивный. К 1620-1621 гг. относятся первые сведения о приеме в английское масонство непрофессионалов. В последующие годы это явление получило широкое распространение не только в Англии, но и в других странах мира. По утверждению историков, ответвление оперативного масонства в спекулятивное происходило под влиянием отдельных личностей, связанных с масонским движением. Новый вид масонства состоял главным образом из масонов-теоретиков, носителей специального знания и моральной теории о духовном строительстве среди людей. Филантропические и реформаторские тенденции XVII в., вместе с его склонностью к тайным обществам и символическому ритуалу, перешли к следующим поколениям и отразились на характере и судьбах современного масонства. К возникшему новому течению устремилось огромное количество людей как большого, так и среднего достатка. Уставшие от бесконечных смут и борьбы с властью, люди искали спокойного существования и поддержки. Возникали различные общества, кружки и клубы. Названия таких клубов говорили сами за себя: «Клуб красавцев и уродов» или «Орден лгунов». По обыкновению, такие клубы не преследовали никаких общественных целей, однако, благодаря своим оригинальным уставам и ритуалам, подобные клубы отвлекали людей от обыденности, создавая тем самым иллюзию серьезного дела, занятости. Этого было достаточно, чтобы в короткий срок стать популярными. Со временем к знати примкнули особы королевской крови. Масонство получило название «Царственного искусства», а «ему» не следовало существовать врозь друг от друга. Завсегдатаи лондонских таверн, клубов и кружков решили объединиться. И 24 июля 1717 г. в день святого Иоанна Крестителя произошло объединение всех масонских кружков в великую ложу. С тех пор 24 июля признано днем рождения современного масонства, а Иоанн Креститель является его святым покровителем. В масонах видели новый вид розенкрейцерских братьев, а с другой стороны подозревали атеистов и политически опасных людей. Первоначально масонство было малочисленной организацией, но с течением времени оно стало быстро входить в моду. Следствием популярности масонства, благодаря которой все больше и больше англичан вступало в новый орден, стала «всеобщая, объединяющая всех людей религия, состоящая в обязанности каждого быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, связать узами искренней дружбы людей разного вероисповедания». Поскольку масонство приобрело форму организации, понадобилось принять устав. Им явилась «Книга конституций» 1723 г., опубликованная Дж. Андерсеном. В конституции излагались условия вступления в ложу, права и обязанности «вольных каменщиков», нормы поведения в ложе и вне ее, взаимоотношения между начальниками и подчиненными. Таким образом, первый масонский устав провозглашал лояльность к феодальному строю, веротерпимость, религиозность, санкционировал деление людей на «достойных». Провел разграничения между избранными братьями и остальной массой — профанами. Братья занимались не только созерцательной деятельностью, проводя ее в беседах, спорах, но также и практической деятельностью: благотворительность составляла основное ее предназначение. После учреждения великой ложи Англии, начался бурный рост масонства. В 1724 г. в подчинении великой Ложи Англии находились 52 ложи. В 1725 г. возникает ложа в Париже, в 1728 г. — в Мадриде, в 1729 г. — в Гибралтаре, в 1733 г. — в Гамбурге, в 1735 г. — в Гааге и Стокгольме, в 1738 г. — создается польская ложа. Влияние на масонские ложи великосветского элемента проявилось в усложнении первоначального ритуала — в появлении парадных костюмов, пышных церемоний, театральных процессий. Но главное существенное изменение ритуала заключалось в появлении новых масонских степеней или званий. От старого учения были унаследованы степень ученика и рабочего (мастера). Со временем степень мастера отделилась, благодаря чему возникла система трех степеней со специальным для каждой степени посвящением. Как уже утверждалось ранее, масонство по своему идеологическому характеру остается везде одинаковым, оно не поддается изменению (как, например, не существует японской или немецкой математики, математика везде одна и та же). То же касается и масонства. Однако национальные, культурные, религиозные особенности общества, а также изобретательность отдельных лиц, накладывают свою специфику на его формы и организационное строение. Отсюда появляется целый ряд систем и повиновений, отличающихся названиями, количеством степеней посвящения, обрядностью. Каждую систему ее создатели и руководители считали единственно правильной, называя другие ненастоящими, порчеными. Истинность систем определялась по преимуществу количеством градусов посвящения — чем выше градус посвящения, тем достойнее брат. Таким образом, установилась вертикальная масонская иерархия. Она характерна не пышными названиями степеней, а сложностью подчинения нижестоящих вышестоящим братьям. Сначала английские масоны учредили три степени посвящения: ученик, подмастерье и мастер. Эти степени образуют иоанновское или символическое (голубое) масонство. В соответствии со степенями учреждаются и ложи трех видов: ученическая, подмастерьев и мастеров. Нижестоящие братья не допускаются в ложи высших степеней посвящения, в то I время как вышестоящие посещают и контролируют ложи низших степеней. Таким образом, в масонстве достигается единство воли и железная дисциплина. В каждой системе «братья» различных степеней отличаются! друг от друга своими регалиями: фартуками с изображением соответствующей символики, нагрудными лентами, перчатками, медалями. Чем выше степень, тем искуснее и богаче масонские наряды, так как все эти атрибуты способствуют чинопочитанию, и создают у «братьев» возвышенный психологический настрой. Общеизвестно психологическое воздействие на личность, производимое повышением в должности или звании. Нередко в таком случае у одного человека возникает чувство отчужденности перед другим, а нередко — чувство превосходства. Вот почему масонство нередко называют элитарной организацией. Четвертой, более почетной степенью в системе английской ложи-матери, пишет Н. Ланин, появилась «королевская арка», Стараниями шотландского барона М.Н. Рамзая и немецкого барона К.Г. фон Гунда степени стали множиться. В клермонтской системе над тремя символическими степенями были воздвигнуты еще шесть: шотландский мастер, избранный мастер, рыцарь Востока, рыцарь розового креста, рыцарь тройственного креста, царственный — архитектор. Постепенно пирамида англосаксонского и французского масонства воздвигалась до 33 степеней. Посвящение в степени, выборы руководящего состава лож и капитулов, другие вопросы решаются сообща, путем голосования. В действительности же масонство не демократично, а авторитарно, ибо сверху вниз спускаются беспрекословные повеления. Уставы «вольных каменщиков», структура соподчиненных лож и капитулов во многих странах мира, сложная система степеней с централизованным управлением, созданы не ради забавы людей, менее всего склонных к праздности и пустословию. Объединяясь в закрытых от общества союзах, они преследуют какие-то цели, оправдывающие функционирование столь сложного и разветвленного механизма. Выяснить их — совсем не простая задача. Уже в символической ложе человеку внушают необходимость «умереть» для былой и «возродиться» для новой, сверхъестественной жизни, любить и защищать не просто каждого, но и того «брата», который обычно придерживается других политических или религиозных воззрений и даже считается личным врагом. Словом, все масонские ритуалы, так или иначе, модифицируют посвящение и представляют элементы внушения. Посвящаемого знакомят с тайными знаками, жестами и паролями его степени, чтобы в случае чего он мог опознать «братьев», присваивают ему новое имя и фамилию. Знаки подаются руками, пальцами. Ритуалы посвящения особенно в символические степени. Значение символов и аллегории, словом, все внешние, формальные стороны масонства считаются тайными лишь условно с целью воспитательного воздействия на «братьев», тем не менее, тайна всегда привлекает человека, готового даже подвергнуться риску ради обладания ею. Оказавшись в сетях масонства, иной подчас сожалеет о вступлении в ложу, но о выходе думать не приходится — посвященный связан клятвой. В XVIII в. История английского масонства ознаменовалась столкновениями великой ложи Англии и различными масонскими ложами, существующими параллельно с ней. Так называемое новое масонство, представленное этими обществами, стремилось провести реформу в уставе старой ложи. Разногласие между двумя видами лож — новым и старым носили исключительно ритуальный характер. В старом масонстве (т.е. в великой ложе) преобладал германский и шотландский элемент. В социальном отношении оно было представлено более демократичными классами: до ремесленников и мелких буржуа. С течением времени состав обоих масонств становится все более и более однородным. В обоих преобладает элита — великосветский элемент. Старые споры постепенно забывались, ритуальные различия сглаживались. К концу XVIII в. многие масоны были представителями как старого, так и нового масонства. Все способствовало их единению и, наконец, в 1813 г. была провозглашена великая объединенная ложа Англии. Наряду со сторонниками масонского учения возникали ярые противники масонства. Они организовали шутовские процессии, в которых изобличались и осмеивались масонские ритуалы. В английские ложи под любым предлогом стали проникать авантюристы с целью разведать тайну ордена «вольных каменщиков» и пошатнуть его авторитет в обществе. Как нередко это случается, практика вступает в противоречие с теорией. Уже тогда практические дела «вольных каменщиков» не соответствовали их нравственным совершенствам. В английских ложах происходили бесконечные кутежи, торжественные процессии и прочие увеселения. Папский престол усмотрел в масонстве ту силу, которая хоть и не вела к атеизму, однако подрывала влияние католицизма в политической и духовной жизни общества. В 1838 г. папа Климент XII осудил орден и пригрозил отлучением от церкви тех, кто к нему принадлежит. Энциклика призывала инквизицию начать преследование. В романских странах масонов отправляли в изгнание, ссылали на каторгу. Но репрессии не получили широкого размаха, а только создали полезный для ордена ореол мученика. Сама по себе длительная борьба с церковью показывает, что масонство, оставаясь в принципе религиозным движением, не порывая с религией до конца, очень далеко отстоит от традиционных форм богопочитания, принятых в христианских конфессиях. |
|
||
Добавил: Нехристь | Просмотров: 1481 | Нет комментариев |