При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter
ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!
Готика является феноменально эклектичной и сложной эстетической формой — за несколько десятилетий, она обрастала всё новыми и новыми ассоциациями с какими-то художественными течениями прошлого, и в итоге превратилась в многогранное, и сложное явление, заимствующее символы и идеи у эпохи нового времени, обращаясь к средневековью, и даже к древнеегипетской цивилизации.
Эстетика готической субкультуры, своими корнями уходит в готический роман и романтические представления о готическом искусстве средневековья. Готическую эстетику достаточно сложно описать, из-за её эклектичности, глубины и экспрессивности, причём некоторые её части находятся в противодействии. Первоначально, готы это германский народ, сыгравший значительную роль в истории Европы, и падении Римской Империи. Гутаны-готы, не имеют абсолютно никакого — даже косвенного отношения к субкультуре. Не имеют они отношения ни на синтаксическом уровне, ни на символическом. Характеризуется пристрастием к «темному» восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). «Есть три фактора, указывающие на принадлежность человека к готической субкультуре: одежда, музыка и мировоззрение. <...>Мировоззрение гота — вот что значит действительно все. Кратко это мировоззрение можно описать как романтично-депрессивное. Отсюда, кстати, и вкусы готов в литературе: они предпочитают грустные и даже тяжелые книги.» «Кстати, образ мышления и понимание мироустройства людей современности, называющих себя готами, очень похожи на мировоззрение древнего племени готов, которое обитало на Севере. Люди этого племени были не хозяевами природы, а только детьми. Жизнь их состояла из проблем, с которыми им приходилось бороться каждый день. Поэтому их мифологические сюжеты полны мрачных картин, а конец зачастую трагичен…» «Готика — не музыка и не стиль одежды. Готика — это прежде всего мировоззрение. Это тонкое восприятие жизни, обостренное чувство красоты и уродства, болезненная чувствительность к дисгармонии и неприятие обыденности и стандартности. Готическое мировоззрение — это особый взгляд на жизнь и на смерть, но это не любовь к смерти.» «Готика становится молодежной клубной субкультурой, — Это просто тусовки в клубах, своя музыка и внешний вид. На самом деле все далеко не так просто. Чтобы стать готом, необходимо отвечать хотя бы двум из четырех признаков, характерным для этого движения. Первые три — довольно четкие: внешний вид, посещение мест сбора готов (party) и готическая музыка (например, „Lacrimosa“ — одна из самых известных команд вне готической тусовки — прим. авт.). Четвертый признак — готическое мировоззрение.» В последние годы, совершается переворот в среде готов — видимо этот пункт развенчания стереотипов, вскоре совсем не будет нужен. Если в 2004 году, упор делался на замкнутого пафосного эстета, который не посещает клубы, не любит тусоваться, но творит «мрачное творчество» и ходит на кладбище созерцать, то сейчас произошло возрождение «старой школы», правда, естественно, не в первозданном виде — времена другие, однако, принципы большинства сместились — в систему ценностей теперь входят тусовки — посещение концертов, вечеринок, и прочего развлекалова. Большое внимание (по крайней мере, на словах) стали уделять имиджу — «новые олдскульщики» сказали «нет» «готике в душе», и возродили в системе ценностей повышенный интерес к шмоткам. На данный момент, развития ещё недостаточно, но уже во многих местах новые и старые идеи (какие из них новые, а какие старые, интересно?), вступили в конфронтацию. Произошёл парадокс — когда некий среднестатистический мальчик, считал, что главное быть «готом в душе», и «видеть мир по-особому», «и даже совсем не обязательно выглядеть как гот» и «наплевать на то, какую музыку слушаешь» — а тут ему начинают заявлять ровно противоположное. Происходит, вероятно, когнитивный диссонанс. Не далее, чем несколько месяцев назад, под напором борцов с мировоззрением, образовалось и выросло такое именование как «тёмная романтика». Суть смены понятий проста — когда господ с «готикой в душе» попросили подвинуться, и не называть «особое душевное состояние» готикой — они подвинулись, и стали называться другим названием. Появились призывы — «не путайте готику с тёмной романтикой», дескать готика, это как завещали «олдскульщики» — тусовки и шмотки, а тёмная романтика это тьма средневековья, и высокопафосные господы. В период возрождения (14-16 вв.) в Европе, средневековую архитектуру стали называть gothic, в силу того, что она сильно контрастировала с классицизмом, вошедшим в моду именно в это время. Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский, и сначала использовалось в качестве бранного. Здесь хорошо видно, что «готы» как племя и «готическая архитектура» это НЕ однокоренные слова, то есть архитектуру не называли в честь племени. А назвали её «варварской», потому что она казалась во времена классицизма именно такой — страшной, варварской. Потому что строилась она в поистине страшные времена — тёмные века. В городах развернулось, возникнув в Северной Франции, широкое строительство. Новый архитектурный стиль, получил название готики. Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы. Колдуны, маги, ведьмы, странные явления природы — вся ужасающая эстетика средневековья, нашла своё отражение в духе готических романов. Первые романы писали именно о временах средневековой Европы, впоследствии, остался лишь фирменный стиль и фирменное настроение «предчувствия ужаса». Готический роман отличают следующие черты: 1. Сюжет строится вокруг тайны — например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные, тоже раскрываемые в финале. 2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини. 3. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами-соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы — словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя. 4. В ранних готических романах центральный персонаж — девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок. 5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета. С началом двадцатого века, повсеместно завоевывает симпатии публики новый вид искусства — кинематограф, в немалой степени способствовавший популяризации идей романтизма и эстетики ужаса. Термин «готика», к моменту начала возникновения субкультуры, уже ассоциировался с вампирами, нечистью и ужасами. За несколько веков, у слова «gothic», образовалось несколько значений. К моменту становления рок-культуры, а это вторая половина XX века — «готика» ассоциировалась с чем-то тёмным, потому что ей предшествовали готические ужасы в кинематографе и готическая литература, на протяжении всего XIX века. Готика — это тёмная атмосферность, так её и воспринимали. Подбираясь, собственно, к возникновению музыкального направления, рассмотрю для начала три последовательных, и наиболее явных предшественника — это глэм-рок, панк и новая романтика. Первое поколение готик-рок групп, не ассоциировали с готической субкультурой. Их часто относили к пост-панку, позитив панку, панк-року и новой волне. В свою очередь, тёмная часть новой волны, позже, стала называться «тёмной волной» или «darkwave». Имидж был андрогинный, комбинировались стили различных эпох, и яркий макиях — это тоже оказало своё влияние на готическую моду. Первое употребление термина «готик» по отношению к музыке, было в 1967 году. Это название статьи о «The Doors». Параллельно, с психоделическим гаражным роком, в Америке появились такие группы как «The Stooges» и «Alice Cooper Group» — их концепции были пропитанны нигилизмом. Позже нигилистская идеология была развита у ранних готик-музыкантов. Готическая эстетика (чёрный цвет, смерть, сумасшествие), отсылки к готическим писателям, встречаются в текстах многих знаменитых групп 60-х. Песня «The Beatles» «I Am the Walrus» отсылала к Эдгару По, а песня «The Rolling Stones» «Paint It, Black» объясняла, какой цвет по-настоящему важен. Вторая волна готик-рока длилась 10 лет — с 1985 по 1995 год. После чего, последовала третья волна, существующая до сих пор. В Англии, готик-группы, становились всё более популярными, и субкультура расширялась. В восьмидесятых было параллельное становление европейских готов, дэзрокеров из америки, и всего движения новой волны. Альтернативная рок-музыка популяризировалась совершенно так же, как и готик-рок, развитию которого сильно способствовали группы «The Sisters of Mercy» и «Fields of the Nephilim». Во время второй волны, термин и стиль, были замечены крупными английскими журналами — «The Face» и «NME». Готы создавали фанзины, многие новые клубы делались по образу и подобию Бэткейва. В 1983 году, вышел вампирский фильм «Голод» с Дэвидом Боуи и Катрин Денёв в главных ролях. Во время начальных титров, на сцене играют «Bauhaus», исполняя «Bela Lugosi’s Dead». Это была квинтэссенция глэма, ужаса, готики и мэйнстрима. В фильме главные герои убивают своих жертв крошечными ножами в форме анка — именно оттуда пошёл этот символ у готов. Тем временем, в готической музыке меняются приоритеты. Ранние журналы, говоря о готах, делали это с позиции панка и его корней, так же, ассоциируя готическую музыку с нигилизмом индастриала. Готик-журналы второй волны стали рассматривать готическую музыку, повествуя о поэтичности и романтичности их звучания. Панк-корни и нигилизм начали уходить, на поверхности оставалась тематика самонаблюдения и самокопания, всё более вдохновляющаяся романтизмом. Впервые термин «gothic metal», был использован для описания музыки группы «Creaming Jesus», исполнявшей в середине 80-х тяжелый готический пост-панк. Существенно опередив свое время, группа не внесла заметного вклада в развитие жанра. Заметный прорыв в данной области произошел в середине 90-х, когда резко сменившая звучание команда «Lacrimosa», под предводительством небезызвестного Тило Вольфа, создала исключительно примечательную и эталонную для готик-метала запись — альбом «Inferno». Удачно сочетая тяжелое готик роковое звучание с оркестровыми аранжировками, Вольфу удалось достичь самобытного, аутентичного звучания, которое стало архетипом словосочетания «gothic metal». Параллельно в этой области работали и работают такие группы как «Dreadful Shadows», «Into the Abyss», «Mantus» и другие. Также хотелось бы заметить, что крайне неверно называть готик рок команды с утяжеленным звучанием («Nosferatu», «Shadow Project»), готическим металом, ибо у метала существуют совершенно чёткие, почти канонизированные рамки — как в общей композиционной характеристике, так в риффах, подаче и имидже. Готический метал, конечно же, не был обойден вниманием и со стороны самих металистов, в «честь» которых он был назван. Готик-металлические, а точнее будет сказать, метало-готические альбомы полезли, как грибы после дождя, и, надо признать, некоторые из них можно смело ставить на полку рядом с шедеврами готической сцены. Так, одной из наиболее признанных команд в этом жанре, можно выделить «Crematory», игравшую в начале 90-х смесь дума с дэтом, и сменившую свое звучание на модный и только начавший входить в обиход среди металлических групп, готик-метал саунд. Также, на этом поприще, засветилась еще одна дум звезда «Theatre of Tragedy», выпустившая крайне странный альбом «Aegis» — занудный для готов, и слишком «легкий» для металистов. Тем не менее, этот альбом вспоминается в первую очередь, когда речь идет о готическом метале от музыкантов, в прошлом играющих метал-музыку. Сказать по правде, примеров когда симфонические фьюжены дума, называют готик металом, наберется несметное множество и перечислять их все просто не имеет смысла, но, если вам случится услышать на каком-либо альбоме атмосферное интро, за которым следует облегченный гитарный перебор с заторможенной ритм-секцией, на фоне которых что-то заунывно поет какая-нибудь барышня, а ей время от времени подпевает «грубый» мужской вокал — будьте почти уверены — это «готик метал». Отличительными знаками готик-метала считаются — темы отчаяния, депрессии, трагедии, любви и смерти в лирике. Иногда — религии. Бывает что повествование идёт о временах средневековья, нового времени, викторианской эпохе или прочих эпохах нового времени. Романтические или фентезийные тексты готик-метала, сильно контрастируют с нигилизмом первоначальной готической музыки. По моему мнению, метал по большей части пафосный. Я не знаю, почему так получилось, но это так. И отчаяние, депрессия, самокопания, уныние или средневековый мрак — преподносятся металистами на полном серьёзе, в противовес изначальной готической музыке и хоррор-эстетике — панк отложил свой отпечаток — готик-рок не покидал определённый процент стёба и юмора, но в готик-метале, его нет совсем. На рубеже 80-х и 90-х годов, готика переживает новые драматические перемены. Интерес британской и американской публики к готик-року спадает. В то же время, готика обретает второе рождение в континентальной Европе, но уже в иной, нежели традиционный готик-рок, индустриально-электронной форме. Ключевую роль здесь играет немецкий дарквэйв — обособленное и, пожалуй, самое синкретическое направление современной готической музыки («Goethes Erben», «Deine Lakaien», «Diary of Dreams»). Этно-готика, этно-этэриал — такие термины возникли, когда стало необходимо дать название тому новому стилю, который создали «Dead Can Dance», экспериментируя со средневековой музыкой Европы и Востока. Начало этим экспериментам положил альбом «Serpent`s Egg», а своего апогея они достигли в работе «Aion» . По своей сути, ethno-gothic является, как попыткой европейцев понять «загадочный Восток», так и через призму времени по-новому осмыслить и взглянуть на свое и чужое культурное наследие. Отсюда и настроения: загадочность, таинственность, погруженность, мечтательность (доставшиеся в наследство от dream-pop эстетики), характерные для этэриала вокалы и эмбиентные фоны и, конечно же, использование различных этнических музыкальных инструментов и песенных традиций. Так же, в девяностых, многие индустриальные проекты, стали ассоциироваться с готической субкультурой, благодаря её популярности. Взаимопроникновение, существовавшее в готике и индастриале почти всегда, отлично подчёркивает популярный музыкальный жанр — Electronic Body Music. Как и любой другой жанр музыки, EBM возник не на пустом месте, и потребовался не один год для его окончательной кристаллизации. Корни жанра лежат в раннем электро-попе и, в принципе, EBM можно охарактеризовать как электро-поп без человеческого лица. Во время третьей волны, готическая субкультура пришла в Россию. Стали появляться готические сайты, и непосредственные адепты субкультуры, на улицах городов нашей необъятной родины, пополняя ряды «неформалов». Поскольку, в Россию готическая субкультура пришла уже, будучи разрозненной — панки, кислотники, металисты, вполне закономерно гласит украинский готик-фак — «готика у каждого своя!» Конкретнее говорить о готике в России пока нечего. Россия лишь потребляет готовый продукт и перенимает то что уже создано за рубежом. Ничего принципиально нового в готике у нас нет. |
|
||
Добавил: Нехристь | Просмотров: 1468 | Нет комментариев |