При копирования материалов сайта, ссылка на Dark Shelter ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!
В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых «разгадывают» тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии — ее заветность и сокровенность, сакралыюсть и невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга «любителей». Чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе — ясене Иггдрасиль — девять ночей, пронзенный собственным копьем. Не случайно до нас — даже в памятниках средневековой литературы — не дошли более подробные толкования рун и рунических заклина-ний, хотя некоторые ученые — например, С. Свириденко и Г. фон Лист — считают, что в той же песне «Речи Высокого» дается иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их толкования. Именно Гвидо фон Лист (1848—1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого «Рунического Возрождения» XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества. Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из «Старшей Эдды» является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун. Руны в своем изначальном — восемнадцатизнаковом — виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные ок-культные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма — расистскими теориями нацистской Германии. Гвидо фон Листом было также основано некое «Общество Туле», распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S — символ власти и силы. Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882—1966), основатель «Лиги исследователей рун», который был уверен, что руны — это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад. Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к «Старшей Эдде», а вернее, к еще одной ее песне — «Речам Сигрйривы», в которой также содержатся сведения о рунах. В основе рунической магии — в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить. Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого «неосторожного» употребления рун мы находим в древнеисландской «Саге об Эгиле», в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне. В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней «неправильными» рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые — «правильные» — знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела. Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк — старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II —VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и час-то состоят из одного или нескольких слов. Название свое — «футарк» — старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек. Футарк — не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго за-крепленный ряд знаков, разбитых на 3 «семейства». Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тора. Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее — магическое — значение: f fehu богатство, добро (собственность), скот u uruR мелкий дождик или железный лом th thurisaR туре (великан) a ansuR асы (боги) r raidu путешествие k kauna рана g gebu дар w wunju радость, счастье h hagalaR град n naudiR нужда I isaR лед j jara урожай i iwaR (возможно, защита) p perlhu (возможно, то, что скрыто) R algiR s sowilu cолнце t tiwaR Тор (один из асов) b berkana береза e ehwaR лошадь m mannaR человек l laguR вода ng ingwaR Инг (бог-прародитель) d dagaR день о othala эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей. Вообще, руны, фигурирующие в «Эдде», по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма. Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве «путеводной» звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами — на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из пего, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом. Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство. В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени. Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года): lina laukaR f лен, лук, богатство В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом — laukaR— и довольно часто встречающееся в рунических надпи-сях. Помимо этого слова, означающего «лук», то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же «охранительными» считались слова auja — счастье и lathu — приглашение. Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна. Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число — порядковый номер, при этом руна f— как символ завершения — должна стоять в руническом ряду последней — двадцать четвертой. При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации — 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее. Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге «Сила рун» (1996) Кеннет Медоуз: UR U as in urn 1 THURS TH as in the 2 ASS A as in ace 3 REID R as in ride 4 KEN К as in kettle 5 GIFU G as in gift 6 WYNJA W as in win 7 HAGAL H as in hail 8 NAUD N as in nut 9 ISS E as in seed 10 JARA Y as in yes 11 PERTRA P as in pair 12 ЕОН El as in height 13 ALGIZ Z as in Oz 14 SOL S as in sun 15 TYR T as in time 16 BJARKA В as in birth 17 EH E as in end 18 MADR M as in man 19 LAGU L as in lake 20 ING ING as in sing 21 ODAL О as in Odin 22 DAGAZ D as in day 23 FEH F as in fee 24 Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом — благодаря числовой магии и «мобилизации магических сил» (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино. На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали. На втором рисунке представлено изображение первых шести рун — собственно сам ФУТАРК, — но повторенное двенадцать раз. Общее ко-личество рун равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное 3 раза. Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун — f, u, th — первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 — одно из самых сильных магических чисел, — но трудно поддающиеся толкованию. Довольно «темна» и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель — Tistel, Mistel, Kistel — и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известна это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды. Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью. Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелир-ного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты. Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива — тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит: ekhlewagastiR holtijaR horna tawido Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог. До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплав-лены в золото. Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской «Саге об Эгиле». Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей — дружинника Барда, который «пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился. Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить. Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал: Руны на роге режу, Кровь их моя окрасит. Рунами каждое слово Врезано будет крепко. Брагу девы веселой Выпью, коль захочу я. Только на пользу ль будет Брага, что Бард мне налил? Рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому». Руны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о Гретте Асмундссоне. Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Гретте вскоре и скончался. В качестве охранительных — магических — знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами — руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и пяточка одной руны служит одновременно и частью другой руны. Таково, например, слово ПРОЦВЕТАНИЕ, руническая лигатура которого выглядит следующим образом: Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения. «Особенно очевидно это в тех случаях, — писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, — когда надпи-си сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз... Именно так была зарыта... плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия). В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обна-жать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена... На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы». Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобы-лой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы. В законе «Гулатинга» говорится даже: «Есть три выражения, при-знаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он ро-дил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравни-вает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного». В уже упоминавшейся «Саге об Эгеле», говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием. Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влия-ние тотемизма (культовое расчленение тотема). Особое место в рунической магии занимают вырезанные на пред-метах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей ве-роятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой. (Вспом-ним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозво-лительным называть черта его же собственным именем — особенно в определенные дни, — чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не ус-лышал и не явился на зов.) Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. «В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы. Память народная связала определенные черты характера отдель-ных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в мет-ких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа: Конечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношения к именам руническим — и будет совершенно не прав, ибо любое имя в любом языке, а уж тем более в столь давние вре-мена, когда люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом. На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта— «Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), много-мудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надпись». Само слово «эриль» вызывает бурные споры среди ученых. Некото-рые связывают его с племенем херулов — heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят сто как «рунический колдун». Существует даже версия, по которой слот) «ярл» является поздней «модификацией» «эриля». Как бы там ни было, одно остается несомненным — эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, «кто рун не должен резать». Особенной силой обладала и руна «туре». Как рассказывается в одной из песен «Старшей Эдды», когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил: Я вырежу Type и три тайные знака – Похоть, скорбь и безумье в удел тебе дам! А в исландской «Черной книге» пятнадцатого века содержится та-кое заклятие: Я вырежу асов восемь, и девять нужд, и тринадцать турсов. А в другой исландской рунической надписи говорится: Fe - это ненависть друга, Огонь реки И змея тропа. Ur - это плач туч, И льда бессилие, И ненависть пастыря. Type - это женщин тоска, Горных вершин обитатель, И муж рунической вехи. На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: «Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает». Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (т.е. за знание тайн скальдического искусства) — этому посвящен рассказ Браги в «Младшей Эдде» Снорри Стурлуссона. Мы уже не раз обращались к «Саге об Эгиде», посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим кол-довством. Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену. «Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, — писал М.И. Стеблин-Каменский, — Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, т.е. три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством». Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней руна-ми заклятием носила имя «нид», которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой. В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора. Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинав-ские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун: и шведско-норвежские младшие руны: Каждая «младшая» руна так же, как и «старшая» имеет свое собст-венное имя: f fe богатство, добро (собственность), скот u ur мелкий дождик или железный лом th thurs туре (великан) а oss асы (боги) r reid путешествие k kaun рана h hagi град n naud нужда i iss лед a ar урожай s sol солнце t tyr Тюр (один из асов) b bjarka береза m madr человек l logr вода R yr тростник Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не ме-нее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами. «На протяжении всего XI века шведские рунические надписи — это не только тексты, — писал М.И. Стеблин-Каменский, — но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью. Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной. В исландской «Книге о заселении страны» рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: «Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть морда-ми, дабы не испугать духов хранителей страны». Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью». В Англии существовали свои собственные руны — англосаксонские. Их было 33. В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит. Около начала XIII века — предположительно в одном монастыре в Сконе — рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus. Вот как выглядит его страница: В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д. Существовали специальные дневные руны — их было семь, и 19 лунных рун — по числу годов в метоновом цикле. Руны обладают оп-ределенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения.
|